Главная » Новости » Туризм в Прибалтике – 2015: стагнация и неопределённостm

Туризм в Прибалтике – 2015: стагнация и неопределённостm

Уходящий 2015 год был для туристического сектора стран Балтии годом тотальной неопределённости. Нестабильная политическая и экономическая ситуация в регионе, антироссийская риторика руководства балтийских республик, падение курса рубля и сокращение количества приезжих из России – все эти факторы изрядно попортили нервы труженикам прибалтийской индустрии гостеприимства. Портал RuBaltic.Ru подводит итоги этого неспокойного для туристической отрасли Латвии, Эстонии и Литвы года.

Латвия: спасение в европредседательстве

По данным Центрального управления статистики, за три квартала 2015 года в латвийских гостиницах остановились 160,5 тыс. туристов из России, что на 33,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (240,7 тыс.).

В туристической отрасли Латвии, однако, наблюдалось «замещение» российских гостей приезжими из других стран. С наибольшим энтузиазмом уход россиян старались компенсировать прибалтийские соседи. Так, рост количества туристов из Литвы составил 23%, из Эстонии – 15%. Увеличился поток гостей практически из всех стран Европейского союза: из Германии – со 147 тыс. в прошлом году до 153 тыс. в нынешнем, из Великобритании – с 45 тыс. до 53 тыс.

В целом же общая численность туристов в Латвии за три квартала этого года выросла на 3% и составила 1 189,8 тыс. 

Но, несмотря на формальный рост, уход россиян всё-таки сильно сказался на замедлении динамики турпотока. На фоне ежегодного пятнадцатипроцентного увеличения количества иностранных гостей в Латвии последние пару лет, нынешние 3% – сигнал о стагнации рынка.

Кроме того, в первом квартале 2015 года туристическую отрасль серьёзно поддержало председательство Латвии в Совете ЕС. Отсюда и существенное увеличение числа гостей из европейских стран – впрочем, явление временное. Если текущая тенденция к снижению количества «традиционных» туристов в Латвию, в первую очередь россиян, продолжится, следующий год латвийская сфера гостеприимства будет заканчивать уже с серьёзными финансовыми проблемами.

Литва: причуды статистики

В отличие от Риги, традиционно проводящей агрессивную маркетинговую кампанию и успешно рекламирующей себя в качестве туристического центра, Вильнюс пока не сумел эффективно заявить о себе как о региональном туробъекте.

«Мы должны более ясно и привлекательно представить себя в мире. Наш логотип должен стать более привлекательным, наш лозунг “приезжайте в Литву” должен быть более привлекательным, и надо развивать инфраструктуру», – говорил президент Литовского посольского клуба Альгирдас Кумжа.

Недостаточно грамотная реклама, антироссийская риторика официального Вильнюса и падение реальных доходов самих россиян дали свои результаты: по данным официальной статистики Ростуризма, падение числа гостей из России в Литве за первые шесть месяцев 2015 года составило 72%. В Вильнюсе российских и белорусских туристов стали сменять японцы, китайцы и израильтяне. Траты россиян, прибывающих в Литву, сократились в среднем на 15%.

Но пока работники туриндустрии фиксируют падение доходов из-за оттока гостей из России, чиновники продолжают жить в своей параллельной реальности. 

Так, посол Литовской Республики в России Ремигиюс Мотузас в октябре заявил, что за счёт москвичей в Литве возросло количество российских туристов. «Мы говорили с туроператорами, почему опять есть оживление. Потому что сегодня дорого поехать (на отдых – прим. RuBaltic.Ru) и не всегда безопасно – в ту же самую Грецию», – заключил дипломат.

Вот и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина отметила, что за 9 месяцев 2015 года число российских гостей в Литве увеличилось на 51% на фоне общего сокращения турпоездок за рубеж на 31,4%. Подобную аномалию чиновник объяснила особенностями статистики. «Этот успех можно отнести скорее к чудесам статистического учёта», – заключила Тюрина.

О реальной ситуации с российскими туристами в Литве, однако, говорят вовсе не противоречивые цифры статучёта, а конкретные управленческие решения. 

Так, в связи с сокращением количества россиян, приезжающих полюбоваться панорамой литовской столицы с горы Гедиминаса, отведать цеппелин и выпить «Швитуриса», в декабре государственный перевозчик «Железные дороги Литвы» закрыл маршрут «Москва – Вильнюс» из-за нерентабельности. Если в 2013 году по маршруту Вильнюс – Москва – Вильнюс было перевезено 100,7 тыс. пассажиров, то в 2014 – лишь 72,9 тыс.

Эстония: страдают Таллин и Ида-Вирумаа

Таллин, как и остальные прибалтийские столицы, на нынешние новогодние праздники также недосчитается российских туристов.

По данным департамента статистики Эстонии, за 10 месяцев уходящего года количество российских туристов сократилось на 39,8%. С января по ноябрь услугами гостиниц самой малой из «прибалтийских сестёр» воспользовались 154,1 тыс. россиян, тогда как годом ранее этот показатель составлял 256 тыс. человек. 

Сильнее всего пострадали гостиничные предприятия Таллина и Ида-Вирумаа, где число российских гостей сократилось в наибольшей степени.

«Политические разногласия между нашими странами и падение курса рубля сильно ударили по потоку российских туристов в Эстонию», – сообщил директор Союза отелей и ресторанов Эстонии Райго Трийк, добавив, что туриндустрию республики «ожидает тяжёлый конец года». Но, как и в других Прибалтийских республиках, в Эстонии уход россиян частично компенсируется ростом количества туристов из азиатских стран.

В итоге, рынок туристических услуг Латвии, Литвы и Эстонии в 2015 г. вошёл в стадию стагнации: если в предыдущие годы туриндустрия Прибалтики демонстрировала двузначные темпы роста, то в уходящем году развитие туристического рынка практически остановилось. И дело не только в номинальном количестве приезжих. Не стоит забывать, что российские гости традиционно были самыми щедрыми туристами, оставляя в прибалтийских городах в среднем вдвое больше средств, чем посетители из других стран. Поэтому работники туристического бизнеса Латвии, Литвы и Эстонии и вынуждены уповать на то, что русские вскоре всё же вернутся отдыхать на восточное побережье Балтийского моря.

Андрей Стариков

Источник: rubaltic.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

«Ласточка» Екатеринбург — Пермь будет ускорена

Российские железные дороги намерены возобновить зимой движение «Ласточки» Екатеринбург — Пермь. Сейчас билеты продаются на ...