Главная » Советы туристу » 5642: восхождение на Эльбрус

5642: восхождение на Эльбрус

Памяти моего друга и учителя Миши Волкова

Так сложилось, что зимой люди мечтают о лете, тепле и солнце, но, как только наступает жаркое лето, все тут же прячутся в тень, включают кондиционеры и с трепетом вспоминают снег и зимнюю прохладу. Так вот, в этом году, как только календарь известил о начале лета, я собрал вещи и помчал в настоящую зиму со снегом, морозом и лютым ветром…

Хотите верьте, хотите нет, но дело было так.

За минувший год я три раза ездил на склоны Эльбруса кататься на лыжах, последний раз — в начале марта. И, вот, в один погожий день взглянул на выползшую из облаков двугорбую вершину, и у меня промелькнула мысль — а не попробовать ли снова залезть на гору? В прошлый раз успешная попытка восхождения была совершена в 2010-м году с запада. Так вот, мысль промелькнула и забылась, но не прошло и месяца, как на тренировке старший тренер Альпклуба МАИ Миша Волков рассказал историю о том, что есть у него одноклассник, который когда-то заинтересовал его горами, а потом гордился им и немного завидовал, но сам в горах никогда не был. И была недавно у них встреча одноклассников и этот самый одноклассник попросил сводить его на Эльбрус. Мероприятие назначили на июнь, потому что в это время Федерация альпинизма России будет проводить Эльбрусиаду — массовое восхождение на высочайшую гору Европы. В общем, любой желающий мог присоединиться к мероприятию.

В последний день апреля я принял решение и оплатил взнос за участие в эльбрусиаде. Через месяц едем на Эльбрус!

Наступило лето. 6 июня мы погрузились в машину и погнали на Кавказ. Что нужно сделать первым делом, если вы приехали в Приэльбрусье? Правильно — нужно испить нарзану. Заскочили на поляну нарзанов. Летом тут весьма уютно.

И нарзанопровод, как всегда, весело фонтанирует.

Отлично, этот пункт программы выполнили, теперь едем на поляну Азау, где заселимся в гостиницу и тут же начнём активную акклиматизацию, ведь мы уже на высоте 2300 метров над уровнем моря. Что входит в программу акклиматизации? Конечно же миска лагмана, пара хычинов и бутылочка Терека. После обеда можно прогуляться немного вверх по горнолыжной трассе, а потом по расписанию здоровый сон.

На следующий день после аппетитного завтрака мы выдвигаемся на прогулку. Наша цель на сегодня — обсерватория, расположенная над посёлком Терскол на высоте около 3100 метров.
Пошли!

С тропы открывается вид на Донгуз-Орун и знаменитый ледник «Семёрка».

В зоне леса снег уже сошёл, а выше всё еще лежит.

Пришло время познакомиться с нашей дружной командой.

Слева направо: Миша Волков — старший тренер Альпклуба МАИ, Паша Лебедев — тот самый одноклассник, Саша Чесноков — альпинист и марафонец, Настя Ерёменко — волейболистка и комсомолка.

Не спеша поднялись выше леса.

Вон там внизу сосредоточение построек — это поляна Азау. А вправо вверх уходит серая горнолыжная трасса Эльбруса.

Погода с утра была солнечная, но к обеду из-за ГКХ стали выползать тучи, а мы продолжаем движение.

Впереди, за Сашей, виднеется водопад Девичьи косы. Сейчас сходим к нему.

Настя даже забралась под водопад.

Ну, водопад выглядит как-то так. Ни разу, конечно, не Анхель и не Игуасу 🙂

Идём дальше.

Вскоре поднялись так высоко, что пришлось идти по снегу. Мы были в лёгких беговых кроссовочках, но не развернулись. Мы ведь, в конце концов, альпинисты!

Сейчас немного по снегу, а дальше уже можно, как козлы перепрыжками по камням.

А вот и цель. Здесь мы перекусили, отдохнули и, так и не дождавшись вида на Эльбрус, который был закрыт тучами, поскакали вниз.

Внизу нас ждала поляна Чегет, где я планировал пообедать в «Фариде» — лучшем кафе на раёне, но Фарида была закрыта, поэтому пришлось кушать в каком-то другом заведении, в котором всем тоже очень понравилось. Дело в том, что в Приэльбрусье нужно очень долго искать место, где плохо кормят.

Вечер прошёл в сборах вещей, а утром мы пошли в отрыв. Купили билеты на канатку и поехали вверх. Канатная дорога забросила нас на высоту 3850 метров на станцию Гарабаши. Там мы арендовали два снегохода, загрузили на них все вещи, усадили сверху Сашу Чеснокова, как самого сильного и акклиматизированного, и отправили в сторону Приюта-11, а сами пошли потихоньку пешком. Здесь нас застиг первый снег сезона лета-2016.

Впереди снег, туман, и, как ни странно, жара.

Добравшись до Приюта, все принялись заниматься важными делами — кто-то рыл площадку под палатки, а кто-то пил чай. Jedem das Seine или Arbeit macht frei, как говорили фашисты.

Периодически сверху скатывались лыжники и сноубордисты. Это, наверное, единственный в Европе курорт, на котором продолжают кататься в июне.

После установки палаток мы собрались и пошли гулять в сторону скал Пастухова. Видимость была нулевая, поэтому фотоаппарат я даже не доставал. Саша сводил меня и Настю почти до начала скал — мы решили, что в 4 часа вечера начнём спуск независимо от того, дошли до скал или нет. А Миша и Паша потерялись где-то внизу, набрав, наверное, только половину запланированной высоты.

Вернувшись в лагерь, мы дружно взялись за приготовление ужина. Ну, как дружно — забрались в палатку к Мише и Паше и стали ждать, когда же они приготовят гречку с кошерной белорусской тушёнкой. И вот, каша готова. Паша тут же отказывается есть, Настя даже не достаёт миску, я накладываю себе с горкой, пробую и отставляю в сторону. Всех начала бить горняшка — разболелась голова, и пропал аппетит. В общем, этот ужин был только для Саши и Миши.

Настя сказала, что ей плохо и она пойдет подышит, а остальные остались тупить в палатке. Через час, когда уже стемнело, я собрался переползать в свою палатку, заглядываю, а Насти нет, и на улице её нет. Вот это номер, уже хотели начинать поисково-спасательную операцию, но после тщательного обыска Приюта-11 обнаружили её отключившейся в дальнем углу. Растолкал, заставил вернуться домой и съесть какую-нибудь таблетку, неважно какую, хоть кальция глюконат. Съели по таблетке ибупрофена и с чувством выполненного долга завалились спать. Через пару часов голова перестала разрываться и я уснул.

Утром заварили растворимую кашу и пошли вверх. Сегодня у нас цель забраться как можно выше — в район 5000 метров.

Погода была отличная — видимость несколько десятков метров, снег и ветер. В такую погоду не видны дальние ориентиры, вроде скал Пастухова, поэтому не думаешь как же далеко и долго ещё до них идти.

В этот раз мы с Сашей добрались до брошенного ратрака. Мой gps показал высоту 4980 метров. Настя отвалилась от нас за пару сотен метров, сказав, что устала и не хочет убиваться во время акклиматизации. Миша снова не смог загнать Пашу к скалам Пастухова, поэтому отправил его вниз, а сам пошёл выше, докуда он добрался не знаю, но нас не обгонял.

На обратном пути видимость была вообще никакующая, мы даже вешки в одном месте потеряли, но вскоре снова вышли на тропу.

А это мы уже спустились к Приюту. Сам приют давно сгорел, но его дизельную станцию, стоявшую по соседству, переоборудовали в гостиницу, и теперь «Приютом одиннадцати» называют это здание.

Это наш лагерь. На палатке справа виден мокрый след — уровень, до которого ночью палатку засыпало снегом.

К вечеру погода наладилась, открылась вершина Эльбруса. Восточная видна хорошо, а вот вокруг западной кружили облачка.

Внизу же по ущелью всё ещё блуждал туман, но изредка открывались склоны гор главного хребта. А самые внимательные найдут даже вершину Ушбы.

Источник: travel.ru

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...