Я люблю Балканы целиком, и Албания — не исключение. Так как я живу постоянно в Черногории, то периодически бываю в соседней стране. Покажу вам, что можно успеть посмотреть за светлое время, учитывая 2-хчасовой проезд из Будвы с паузой на границе Sukobin. Мне кажется, если убрать религиозные сооружения, то албанские деревенские пейзажи очень смахивают на европейскую глубинку. А как красиво тут в мае! Зелень насыщенная, реки изумрудные и полные воды, маки расcтилаются коврами… И еще порадовали дешевые сезонные ягоды, в Черногории они в раза три дороже. На заглавном фото — Османский мост в Месе, красивое сооружение 18 века на реке Кир.
Пересекая черногорско-албанскую границу, уже очень хочется выйти из авто и размять ноги. Еще 20 минут и вы у цели — на въезде в город Шкодер красуется на холме крепость Розафа. Сразу скажу, что билитер подкупаемый :)) Вход стоит 200 лек или 1,5 евро. Заплатив за 1 человека ему в карман, мы смело заходили втроем внутрь. Крепость имеет сохранность на "4 -", туда стоит подняться ради панорам на Шкодер, реки и Скадарское озеро
Албанские флаги — национальная гордость, развиваются абсолютно везде
Албанцы еще не очень умело распоряжаются историческим наследием. Крепость бы восстановить немного, сделать на поляне приятное кафе под зонтами с цивильным туалетом. А то он есть, но в жутком и мрачном кафе внутри помещения, и за бесплатно в туалет не пускает дед, просит купить что-то в баре… Махал перед нашим носом тряпкой, ему ведь убирать потом! Рядом с ним находится музей, повествующий о крепости и истории Албании. Туда тоже вход 1,5 евро. И тоже туалета нет. Экспозиция музея слабенькая и неинтересная, не ходите. А закованная женщина Розафа с ребенком в крепости — это легенда, о чем сразу говорит работник музея на входе :)) Как думаете куда народ массово ходит в туалет в таком случае, раз существует тройное вымогательство в одной достопримечательности? Правильно — в укромное место в самой крепости…
Сам Шкодер я не смотрю, не считаю его интересным местом. Советская застройка… и лишь центральная улица хороша для прогулок. Единственное за что люблю Шкодер — тут многие говорят на сербском языке, удобно торговаться на рынках, общаться в отелях и музеях. Хотя многие албанцы пытаются блеснуть знаниями русского или итальянского, а вот с английским туговато
Велосипеды — любовь албанцев, как и старые Мерсы
Стихийный рынок на трассе
Есть тут и университет, и театр, и католические церкви и мечети. Наши эмигранты из Черногории сюда ездят просто погулять по центру, выпить кофе, купить одежду и продукты, которых нет у нас.
Чтоб попасть к османскому мосту в Месе, придется пересечь весь Шкодер и проехать еще минут 10. Главная арка очень смахивает на старый мост в Мостаре. Изначально через реку Кир было построено 3 моста, но до наших дней сохранился только этот красавчик. Недалеко отсюда есть остатки древней крепости, но Розафа мне кажется круче.
Стоя на этом длинном мосту в городке Мес, прекрасному памятнику османской архитектуры, я думала о менталитете албанцев и безграничных возможностях. Первое, что меня поразило — на въезде в поселок валялись кучи мусора. И у самого моста в 10 метрах была аналогичная ситуация. Второе, чему я удивилась — отсутствию туристов. Ведь албанский мост в Месе не хуже двух боснийских мостов, занесенных в список мирового наследия ЮНЕСКО — в Мостаре и Вишеграде. И внешне он является их смиксованной копией. Стоит почистить территорию, поставить пару ресторанов с летними террасами, сувенирную лавку — и отбоя туристам не будет! Вид по другую сторону. Сделано фото с современного моста у реки Кир, он в паре десятков метров находится.
По дороге к мосту я снимала маковое поле
Конечно, дальше можно отправиться в древний город Крую. Там можно купить сувенир на антикварном рынке, посетить очередную разваленную крепость и музей. Но на этот раз я проезжаю мимо…
Можно заехать и в Дурес у моря, но мы держали путь в столицу Тирану, там большие планы! В апреле снова открылся бункер экс-правителя Энвера Ходжи — настоящего параноика, закрывшего Албанию в 20 веке от всего мира и провозгласившего ее атеистической страной. И через 1,5 года бункер снова распахнул врата туристам и любителям военной истории! Замечу, что в декабре 2014 мы заезжали по другому адресу, сейчас его сменили, проделав туннель в горе, куда можно заехать на авто, минуя военную часть. Когда-то перед входом стояло 2 авто Энвера Ходжи, теперь их перенесли в музей…
Сейчас его проще найти по ярким табличкам, развешанным по Тиране и забив в Гугл Мэпс канатную дорогу Dajti Ekspres или же в maps.me. Албанцы называют канатку "телеферик", так и на указателях написано. Теперь вход в Бункарт находится чуть ниже нее, обозначила туннель синим кружком. Это полминуты езды на авто. Черными крестами я зачеркнула старую дорогу, на карте Гугл метка указана старая, не надо на нее ориентироваться.
У входа есть расписание и цена билетов. Весной и летом с 9 до 17 работает. Ранее вход был бесплатным, теперь дерут 300 лек или 2 евро. Карточки не принимают, евро не охотно, обменяйте деньги заранее. Выходной понедельник.
Назвать экспозицию очень интересной не могу… Много коридоров и пустых комнат. Приходилось дурачиться, пока никто не видел, чтоб погрузиться в темное прошлое Албании
Есть несколько кабинетов, спальни и знаменитый туалет с красным унитазом.
Справа аппарат для передачи сообщений по азбуке Морзе, если не ошибаюсь
Тут было помещение для заседания партийного аппарата. Напомню, что Энвер Ходжа никогда тут не жил, ядерной войны и нападений на Албанию так и не случилось… Государственные деньги потрачены впустую на страхи очередного коммуниста-параноика.
Поскольку бункер носит сегодня название БункАРТ, то здесь много артобъектов и инсталляций.
Перемещаемся к станции канатной Дороги "Дайти Экпресс", справа от нее как раз находится бункер
Цена билета — 6 евро или 800 лек, карты не принимают, евро берут. Время работы прекрасное — пока не стемнеет.
Так выглядит станция наверху. Поездка мне понравилась, кабинка идет бесшумно, расстояние длинное — 4,5 км.
Источник: travel.ru