Главная » Советы туристу » Йиндржихувградская узкоколейка

Йиндржихувградская узкоколейка

Йиндржихув Градец (Jindřichův Hradec) — небольшой город на юге Чехии. Когда я прикидывал маршрут и смотрел на карту, то решил, что город с таким названием следует обязательно посетить. А после этого еще выяснилось, что в нём имеется действующая узкоколейка с пассажирским движением. Город небольшой, порядка 20 тысяч человек. По нашим меркам — райцентр в Ческе-Будеёвицкой области.


Расположен на ЖД-маршруте Плзень-Брно (на линии Veselí nad Lužnicí — Jihlava, если точнее). Перекрёсток второстепенных автомобильных дорог. Туристическая достопримечательность средней степени привлекательности (к «обязательно посмотреть» не относится, но и «заглянуть на полчаса» тоже не выйдет). Но про сам город подробней расскажу в другом «выпуске», а пока узкоколейка.

Узкоколейная железная дорога (760мм) длиной 33 километра была построена в 1897 году, соединив Йиндржихув Градец с Нова Быстршице (Nová Bystřice) — небольшим городком на юге. В 1906 году была проложена вторая линия — Йиндржихув Градец — Обратань (Obrataň), длиной 46 километров. Обратань, как и Йиндржихув Градец, имеет железнодорожную станцию стандартной колеи (линия Табор-Пельгржимов-Горни Церекев).
Южную ветку хотели соединить с австрийским Личау (узкоколейка Gmünd — Alt Nagelberg — Litschau), но до этого так и не дошло.
В 20 веке жизнь железной дороги шла по разному, были взлёты и падения, даже был случай уничтожения одного из поездов самолётом союзников во время Второй мировой.

В семидесятые годы поднимался вопрос о закрытии линии на Нова Быстршице, но этого удалось избежать. Очередные проблемы начались в начале девяностых, когда снова поднялся вопрос о закрытии невыгодных линий или их приватизации. Был основан «Клуб друзей узкоколейки», который со временем трансформировался в компанию «Йиндржихувградские местные дороги» (Jindřichohradecké místní dráhy, JHMD). JHMD выкупила у государства обе линии за одну крону и с 1998 года организовала пассажирское движение.

Сегодня по линии на Нова Быстршице ходит две пары поездов зимой и семь пар летом. По линии на Обратань — восемь пар круглый год, плюс еще три или четыре пары до Каменице над Липой (Kamenice nad Lipou).

Летом регулярно ходит исторический поезд под паровозом, по двум маршрутам Йиндржихув Градец — Нова Быстршице и Йиндржихув Градец — Каменице над Липой. Плюс время от времени проводятся какие-то тематические поездки в честь праздников (даже зимой). На станции Нова Быстршице находится музей железной дороги.

Регулярные дизельные поезда состоят из локомотива Т47 (известного у нас как ТУ3) и вагонов Balm/ú 638 (Btu 590)


либо модернизированных польских рельсовых автобусов MBxd2 (М27, если по-чешски).


Исторические поезда ходят с паровозами: австрийский U.37.002, румынский 764.108 (U46 в чешской классификации) и польский U 46.1. Паровозов я не застал, так что картинки из википедии. U46 и U37:




Грузовые поезда и маневровую работу выполняет Т48 (польский Lxd2, он же FAUR L45H).
За дальнейшими подробностями можно сходить на сайт jhmd.cz, рекомендую чешскую версию. Английская сделана «чтоб було», там сильно меньше текстов и картинок.

В связи с тем, что я приехал уже «зимой», в музей и на паровозные покатушки я не попал. В Нова Быстршице особого смысла ехать не было, всего две пары поездов в сутки, да еще и музей был закрыт. Потому я приехал утром из Ческе-Будеёвице, погулял по городу, потом доехал по северной линии узкоколейки в Обратань, там сел на поезд в Табор, а оттуда уже вернулся в Ческе-Будеёвице, где у меня была «база».

Вокзал находится на окраине города, рядом с автовокзалом. Хотя «окраина», в силу размеров города, понятие относительное — до исторического центра идти минут 10-15, если не торопиться. Узкоколейность видно сразу — пара вагонов в тупике.


Вокзал со стороны широкой колеи.


На табло отмечаются поезда обеих дорог. С припиской JHMD — узкоколейный.


Узкоколейная часть — между широкой колеёй и автовокзалом (его перроны видно справа). Вагоны эти тут стоят похоже давно и, скорее всего, просто в рекламных целях — чтобы с автотрассы было видно.


Пути узкой колеи.


Навес с автоматом по продаже билетов. Такие автоматы я потом видел еще на нескольких станциях. Но билеты он пока не продаёт — «работает в тестовом режиме». Но можно было посмотреть расписание и местонахождение поездов на маршрутах.


Пакгауз, который отведён под офис узкоколейки. Касса, сувенирный магазин. Но всё было закрыто.


Со стороны широкой колеи.


На боковых узкоколейных путях стояло немного подвижного состава.


Здание депо и мастерских.


Тепловозы Т47 тут раскрашены в яркие цвета.


А «подводные лодки» М27 — серые.


Их всего четыре, две были на маршруте, одна на боковом пути, а последняя — у подъемника стояла.


М27, Т47 «сиреневенький» и пара вагонов.


Зеленый Т47.


Стрелка.


Восточная горловина станции.


Вид на пути.


Дрова и уголь — еда для паровозов. 🙂


По закопченому верху сразу видно, что тут живёт паровоз. И он стоял внутри, но сфотографировать его было невозможно — только силуэт угадывался через окно.


Синий Т48, к нему прицеплен «ретро-поезд».


Вагоны ретро-поезда, красный Т47 и пассажирские платформы.


Вагоны ретро-поезда.


Осень.


Осень, сцепка.


Поезд на Обратань, на нём я и поеду. Вообще утром думал, что поеду на «подводной лодке» — их две стояло, но они обе ушли в рейс. А уже после того, как проехал, решил, что на Т47 было ехать лучше — в его вагоне в окна смотреть удобней.


Тупик с двумя вагонами и нулевой километр.


Пассажирские платформы.


Вид на узкоколейную часть с пакгауза.


Источник: travel.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...