Главная » Советы туристу » Как живёт глухая провинция Литвы на примере двух дзукийских деревень

Как живёт глухая провинция Литвы на примере двух дзукийских деревень



Часто слышу комментарии о том, как всё плохо в Литве. Население катастрофически уменьшается и деградирует, деревни пустеют, промышленности нет, а сельское хозяйство вот-вот окончательно даст дуба. Возможно, так всё и есть, вот только мне в Вильнюсе это не очень заметно. Но это всё же столица, а вот как живёт глухая литовская провинция?

Не долго думая, одним весенним уикендом решил я поехать в самую что ни на есть глухомань Литвы — Ужнемуне! В этой части Литвы мы посетили две деревеньки Лейпалингис (Leipalingis) и Вейсеяй (Veisiejai).

Места здесь довольно дикие, но интересные. Отсюда уже рукой подать до границы с Польшей и Беларусью, но туристы предпочитают ехать либо в Друскининкай, либо в Польшу транзитом через Лаздияй. А ведь если не пожалеть времени и сделать небольшой крюк, то можно увидеть красивый уголок Литвы. Судите сами!



Дзукия — богатый лесами, реками и озёрами край Литвы. Сюда едут за грибами и ягодами, отдохнуть от городской суеты и приобщится к природе. Но до Ужнемуне добираются немногие. Даже далеко не все литовцы слышали про такие то ли посёлки, то ли городки, как Лейпалингис и Вейсеяй. Их разделяет всего несколько десятков километров, но они совсем друг на друга не похожи и каждый имеет свою уникальную историю.



Великий князь Литовский и король Польши Александр Ягеллончик, прославившийся своим расточительством пять столетий назад, раздарил эти земли своим приближённым.

Лейпалингис достался некому Ивану Плюшкову — предателю и беглецу из Москвы. Тот, правда, не долго распоряжался новыми владениями, поспешив продать их знаменитому дворянскому роду Сапегов. Те всерьёз занялись новыми землями, отстроили здесь новую усадьбу и костёл. Через 200 лет, вместе с утратой и постепенным угасанием этого рода, все их богатейшие владения перешли к новым хозяевам.

Разорённый войнами и пожарами Лейпалингис переходил из рук в руки то семейств Масальских, то Платтеров, пока его не приобрели польские дворяне Крушевские. До наших дней сохранилась построенная ими оригинальная усадьба в неоклассическом стиле.



Аж четыре портика с колоннами выделяет это строение среди многих других ему подобных. Это здание теперь находится на реконструкции за европейские деньги.



Мы приехали как раз во время, чтобы успеть сравнить новые покрашенные фасады имения с ещё неотреставрированными, покрытыми десятками уродливых граффити.



История гласит, что после Крушевских эта усадьба досталась некому господину Кошице. О н запомнился тем, что сумел за ночь проиграть это имение в казино Монте-Карло, после чего застрелился там же.



Последним хозяином имения был богатый русский купец и инженер Пётр Балинский. Он успел немало сделать для самой усадьбы и для всего городка, но две мировые войны практически не оставили следа от этих трудов. Посёлок был сильно разрушен, а усадьба сохранилась чудом.



Позже здесь была шерстяная фабрика и магазин с кафе, а после реконструкции здесь откроется музей, композицию которого из 12 тысяч экспонатов собрад местный простой сельский учитель-краевед.



Сам же посёлок стал центром большого колхоза имени Ленина. Лет 30 назад жизнь здесь кипела, теперь жена местных улицах тихо и спокойно. Независимость Литвы не много, что дала этому посёлку, забрав намного больше и всё же умирающим Лейтпалингис не выглядит…



В 20 километрах от Лейпалигиса мы заезжаем в ещё один старинный посёлок-городок Вейсеяй. Он сам и его история сильно отличаются от соседской. Здесь сохранилась оригинальная старинная застройка городка, а вот местная усадьба,построенная семействами Масальских и Огинских, была полностью разрушена ещё после Первой Мировой войны. До наших дней сохранился лишь небольшой флигель, да прекрасный ландшафтный парк.



Стратегически Вейсеяй находится в офигительном месте на небольшом перешейке между двух озёр. Думаю, у городка большое туристическое будущее.



С усадебных времён здесь на берегу озерастоит огромный парк со множеством дорожек и мостиков.



Многие деревья здесь пронумерованы и помечены информационными стендами.



Чистота для глухомани в городке удивительная. С советских времён на берегу даже сохранились действующие туалеты.



Вообще, Вейсеяй — это некая смесь времён и нравов.



Здесь легко можно найти дореволюционные строения, с которыми рядом стоят до сих действующие реликты советских времён, а неподалеку можно увидеть современную Литву в виде парка деревянных скульптур и заново проложенных дорожек.



Этот городок может похвастаться идеальной чистотой и отличными видами. Как-то язык не поворачивается это место назвать глухой провинцией , видя как здесь выглядит, к примеру, простая автобусная остановка.



Ещё одна городость Вейсеяй — один из самых больших костёлов Литвы. А ещё здесь долгое время жил создатель языка эсперанто — доктор Заменхоф.



Так выглядит глухомань Литвы и мне почему то не стыдно за неё. Да, в прошлое ушёл колхозно-аграрный расцвет этого края, население сильно уменьшилось, да и жить, наверное, старики точно не стали богаче. Но побывав здесь, реально осознаешь, что Ужнемуне — это красивейшие мест и ухоженная действительность, которая подтверждает, что всё же будущее у этих мест всё же есть…



Источник: travel.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...