Краковский Мариацкий костел хранит множество святынь, но, пожалуй, самая уникальная из них это деревянный резной алтарь, памятник поздней готики конца XV века, самый большой средневековый алтарь во всей Европе. Его удивительная конструкция и яркие краски неизменно приковывают взгляд. Ровно в полдень, когда свет, преломленный витражами собора, особенно красиво ложится на алтарь, его створки открывают и тогда тысячи туристов имеют возможность взглянуть на прекрасное центральное панно, сюжетно посвященное успению Девы Марии…
Очередь в Мариацкий костел Кракова.
Своды собора.
Автор алтаря, мастер по дереву из Германии Фейт Штосс (полонизированное имя — Вит Ствош), был приглашен краковской радой и принялся за работу 25 maja 1477. Двадцать лет он затем прожил в Польше и двенадцать из них посвятил работе над алтарем. В 1483 комиссия рады проинспектировала работу мастера и осталась довольна, как результат Ствош был освобожден от уплаты налогов. Одновременно с основной своей задачей он стал выполнять для города и мещан и разные другие заказы, более мелкие, а в 1484 году стал главным мастером цеха малярских работ и резьбы по дереву.
В праздник Успения Богородицы, в 1489 году, алтарь был готов. Доподлинно неизвестна вся стоимость этой работы, есть сведения лишь об одном счете на 2808 флоринов, что равнялось годовому бюджету всего Кракова. Могло быть что эта сумма была лишь окончательной выплатой вознаграждения. Сама сумма складывалась из пожертвований церкви и местных мещан.
Алтарь имеет размеры 13 метров в высоту и 11 метров в ширину. Все фигуры в нем, а их около 200, вырезаны из цельных брусков старой липы (на тот момент это были деревья возрастом порядка 500 лет, а значит сейчас этому дереву около тысячи лет…), при этом самая большая фигура достигает 2,7 метра. Сама конструкция выполнена из дуба, в некоторых частях использовалась лиственница.
Алтарь состоит из центрального панно и четырех створок, двух подвижных (они закрывают панно) и двух неподвижных по бокам. Когда алтарь открывается, то превращается в огромный резной триптих. интересной особенностью является то, что Вит Ствош в своей работе использовал элементы реализма наряду с религиозным мистицизмом. Здесь высокие библейские сюжеты соседствуют с самой обычной бытовой повседневностью. Мадонна представлена как идеал средневековой красоты, но в облике апостолов угадываются черты краковских мещан.
И здесь Ствош дал реализму полную волю, лица апостолов имеют те или иные дефекты, руки у некоторых деформированы от старости или увечий, даже проглядываются кожные заболевания, жилы на ногах напряжены… Это самые обычные люди того времени, со своими физическими достоинствами и недостатками.
Центральный сюжет уникального панно это Успение Богородицы. Мария окружена апостолами, Иаков поддерживает ее своими руками. А на открытых крыльях алтаря проиллюстрировано шесть ее Радостей, от Благовещения до Сошествия Святого Духа. Когда же алтарь закрыт, то можно наблюдать 12 сцен из жизни Марии и Иисуса. При этом одежда действующих лиц отвечает не библейской моде, а времени работы самого мастера Ствоша, то есть концу XV века.
Шли годы… В сентябре 1939 года профессор Ягеллонского университета Кароль Эстрейх убедил разобрать уникальный алтарь и сплавить его по Висле в город Сандомир, с целью уберечь его от уничтожения немцами. Там он хранился в подвалах духовной семинарии пока немцы, благодаря доносу, не узнали о его местонахождении. В том же 1939 году они распилили конструкцию и вывезли алтарь в Берлин, а затем в Нюрнберг.
После войны профессор Кароль Эстрейх получил возможность разыскать уникальный алтарь, в чем ему помогли американцы, и в мае 1946 года работа Вита Ствоша вернулась в Краков. С этого времени алтарь, в законсервированном состоянии, хранился в Вавеле, а в 1957 году был возвращен Мариацкому костелу. С 2015 года ведется постепенная реконструкция алтаря, которую планируется завершить в течение шести лет. Бюджет работы оценивается в 13 с лишним миллионов злотых.
В великолепном убранстве самого костела Успения Пресвятой Богородицы прослеживаются как позднебарочные черты, так и элементы неоготики. Широко используется полихромия — результат работы известнейшего польского художника Яна Матейко, которому помогали Станислав Выспяньский и Юзеф Мехоффер — авторы витражей в пресвитерии и над главными органами.
В 90-х годах прошлого века были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых собор был очищен от всех загрязнений и наслоений последнего времени. Вследствие этого стены и своды приобрели прежний блеск, открылись удивительные полихромические краски. А в 2003 году была также реконструирована и крыша храма. И без того великолепнейший собор стал еще более красивым и притягательным, настоящей жемчужиной Кракова.
Источник: travel.ru