Главная » Советы туристу » Лапландия. Морозное сафари на собачьих упряжках

Лапландия. Морозное сафари на собачьих упряжках

Если попросить придумать ассоциации со словом Лапландия, то после сказочной Снежной Королевы в голову придет снег, много снега, северные олени и, конечно, хаски. Хаски, наряду с оленями, являются одним из официальных символов Лапдандии, поэтому вполне логично, что мое первое знакомство с этим таинственным краем, расположенным за полярным кругом, началось именно с сафари на собачьих упряжках по Лапаландской тундре. Звучит отлично, если бы не один момент — термометр показывал в тот день -26 градусов, но кого это остановит!

Это был первый день нашего пребывания в Лапландии и поначалу этот суровый край встретил нас довольно неприветливо. И без того короткий световой день, который тут длится от силы часа три, выдался пасмурным. Из-за зависших в небе туч день скорее был похож на затяжные сумерки. На Husky Ranch Lapland было тихо. На первый взгляд показалось, что здесь вообще никого нет. Собаки смирно сидели в вольерах и будках и никоим образом не отреагировали на наше появление.



Помимо собак, нас встретила молчаливая заснеженная кота (лапландский чум). Это традиционное переносное быстровозводимое жилище саамов — северного народа, издревле населяющих эти места. С ней нас познакомят чуть позже. Сначала нас ждало знакомство с хозяином и его питомцами.



Знакомьтесь, Юхо Юлипиесса (Juho Ylipiessa), он тут главный. Собачье ранчо их семейный бизнес. В юности Юхо очень много времени проводил в дикой природе и уже в 20 лет был подготовленным гидом. Настоящим каюром (погонщиком собачьих упряжек) Юхо стал в 2005 году, работая на известного шведского гонщика. В 2008 Юхо отправился на Аляску в Юкон, где прошел дополнительное обучение. По возвращении он приобрел свою первую собаку, а затем в течении нескольких лет обзавелся уже 22 пушистыми друзьями.



Перед поездкой Юхо провел обязательный инструктаж по технике безопасности и принципах управления санями. Ничего сложного, но все же некоторые моменты довольно важны.



Сани оборудованы двумя типами тормозов разной эффективности и назначения. Первый тормоз — прямоугольная пластина с шипами, закрепленная между полозьев, служит для подтормаживания во время пути. Второй тормоз — металлическая скоба с крюками, гораздо более сильный. Он используется для полной остановки и удержания упряжки на месте. Сами сани довольно легкие и упряжка собак может таскать их как игрушку. Чуть позже мы все в этом убедились и очень хорошо, что Юхо сделал акцент на этом моменте.



После инструктажа, мы запаслись спальными мешками для утепелния пассажиров и направились к собакам. Боже! Что тут началось! Бег в упряжке для обученных собак это величайшая страсть. Ничто не возбуждает их более, чем возможность бежать. Именно по этой причине на ранчо поднялся просто невероятный лай и вой. Собаки, предвкушая поездку все без исключения включились в процесс подготовки. Лай, визг, скулеж, вой — каких только звуков мы не услышали. Кто сидел в вольерах, метался по ним и лез на стены. Кто на цепи — безостановочно бегал кругами. Но при этом никакой агрессии собаки не проявляли. Они были рождены служить человеку. "Меня! Меня! Возьмите меня!" — кричали все они. Можно было подойти к любой собаке и она от радости бросалась обниматься — "Да, да! Я! Я!"



Процесс запрягания идет по четкому алгоритму. Сначала готовят сани и крепят их к якорю. Собаки очень возбуждены и устоять на месте просто не в состоянии. Поэтому эта мера просто необходима. Затем по одной запрягают собак. Причем и этот процесс происходит не просто так. Вперед запрягают особенных собак: сильных и волевых. Именно они тянут сани и играют роль лидера маленького собачьего коллектива. Остальные собаки лишь помогают им. Бегать в упряжке собак долго учат, но обучить быть лидером нельзя. С этими качествами собака должна родиться. Причем не важно какого пола. Ведущим может быть как самец, так и самка. Главное не пол, а интеллект и генетика.



Я уже не вспомню какие собачки достались нам в упряжку, но вот этого песика я точно запомнил. Это Буре. Его назвали в честь знаменитого в недавнем прошлом нашего хоккеиста, прозванного "Русской ракетой", Павла Буре. Очаровательный собакин, очень общительный и добрый, впрочем как и все остальные собаки на ранчо.



Вот он уже с напарником, сосредоточен на предстоящем забеге. Собак на этом ранчо назвать хаски можно лишь с натяжкой. Здесь нет милых пушистиков с голубыми глазами. Все собаки на ранчо — метисы, выведенные путем скрещивания разных пород собак. Это и хаски, и маламуты, и сибирские лайки и еще несколько пород. Все это сделано специально, чтобы получить идеальную собаку для затяжных походов в полярную тундру. Выносливости этих собак можно только подивиться. Во время совревнований они способны пробегать с короткими перерывами до 300 км, а в отдельных случаях и до 600 км за одну гонку.



Запряженные в упряжку собаки ведут себя уже спокойнее, морды излучают счастье, но напряжение все равно чувствуется. Некоторые не выдерживают и начинают грязться с соседом, но беззлобно, а скорее от переизбытка эмоций. Крайне забавно было наблюдать как эта грызня мгновенно прекращается, когда подходит Юхо. Собаки сразу же расходятся как ни в чем не бывало, словно шкодливые мальчишки: "А что? А мы ничего!".



В каждом из нас они видели потенциального ездока и как только кто-то из нашей группы приближался, вопрошающе тыкались носами: "Ну когда же мы уже побежим?!".



Некоторые от нетерпения просто прыгали на месте, как заведенная пружина, мохнатая лающая пружина.



Мгновения до старта. Собаки все запряжены — Юхо запряг по пять собак в каждую упряжку, — и собраны на маленьком пятачке. Напряжение в собачьей среде снова нарастает. Они понимают, что радостный момент вот вот настанет. Уровень лая переходит на новую ступень. "Бежать! Бежать! Бежать!". Мы разбираем санки, усаживаемся. В каждые сани по два человека. Один пассажир, второй — погонщик. В одну сторону управляет один, в обратную — другой. Я еду первый. Юхо отвязывает якоря и просит держать ногу на стояночном тормозе. Кстати, не зря он снова напоминает о необходимости тормозов. Собаки рвут так, что легко могут опрокинуть санки вместе с двумя взрослыми ездоками!



Наконец, долгожданная команда на старт подана. Юхо едет первый, а наша группа из четырех экипажей, запряженных пятеркой мохнатых бегунов, устремляется за ним в погоню. Именно в погоню! Собаки мчат за хозяином с сумасшедшим рвением. Помня, указание Юхо держать дистанцию минимум 10-15 метров между упряжками, я придавливаю на педаль тормоза. Куда там! Собаки даже не заметили! Еще бы, хозяин же впереди! Но правила есть правила. Пришлось давить сильнее, чтобы немного отстать.



Но стоило только отпустить тормоз как собаки снова рванули с прежней скоростью. Это просто невероятно! На улице лютый мороз, снег звонко хрустит под полозьями санок. Ветра нет, но скорость езды такая, что ледяной воздух пронизывает насквозь. Мельчайшая снежная пыль из под лап впереди идущей упряжки летит в лицо, невидимыми ледяными иголками вонзаясь в кожу. И тишина. Все собаки как только мы начали движение разом замолкли. Они наконец получили то, что хотели и теперь полностью были сосредоточены на беге.



Маршрут изобиловал поворотами, на которых санки срывались в дрифт и мы каждый раз рисковали перевернуться. Чтобы сдерживать прыть собачьей упряжки приходилось постоянно давить на тормоз, да не просто давить — я перманентно стоял на нем всем своим весом! А иногда даже помогал себе стояночным тормозом, потому что собаки вновь и вновь догоняли упряжку с Юхо. Ведь его собаки просто бежали, а наши стремились догнать.



Бежать в таком режиме собаки могут очень долго. Многие километры. Причем они обучены таким образом, что способны, не останавливаясь и даже не сбрасывая темп, пополнить запас влаги, хапнув на ходу снега, ссыкнуть на ходу и даже какнуть не останавливаясь!



В игру "Догони хозяина" играли не только собаки нашей упряжки. Так делали абсолютно все участники группы. Из-за этого мы регулярно сбивались в паровозик, стоило нам только немного притормозить, чтобы соблюсти дистанцию. Идущие сзади собаки тут же догоняли нас, но на этом останавливаться не собирались. Как только упряжка догоняла наши сани, собаки тут же уходили в обгон. "Хозяин! Хозяин! Догнать! Догнать!"



Только мастерство наездника идущих сзади саней позволяла соблюдать порядок и дистанцию. Иначе эти мохнатые киборги давно бы уже собрались в стаю и бежали бы целой сворой вокруг Юхо. Зато такое рвение помогло сделать несколько динамичных кадров. Правда для этого фотографу пришлось снимать лежа на животе, просунув камеру мне между ног. Думаю со стороны это выглядело забавно и пикантно.



А вот этот смазанный кадр, являясь с одной стороны браком, с другой стороны прекрасно передает динамику того азартного заезда. В сгущающихся сумерках скорость казалась еще больше. На тот момент мы не могли сказать сколько времени прошло в пути и какое расстояние мы проехали. Наша одежда совсем не была готова к долгому испытанию скоростью и морозом. Руки и ноги начинали уже порядком замерзать. Вторую часть пути я как и планировалось провел в роли пассажира, неуклюже укутавшись в спальный мешок. Как оказалось, пассажиром ехать гораздо менее комфортно — санки сильно трясет, а под пятой точкой нет ничего мягкого. Кроме того, просто сидеть в санях существенно холоднее, чем ими управлять. Так что, к концу пути я уже молил небеса о кружке горячего чая.



И небеса услышали. Хотя, конечно, это были никакие не небеса, а просто Юхо прекрасно все знал сам. Как только мы вернулись, он разжег очаг внутри коты и уже скоро мы грели руки у огня.



После нескольких часов проведенных на тридцатиградусном морозе чашка горячего какао, которым нас угостил Юхо, показалась просто напитком Богов! Правда дело тут не совсем в морозе, а в особой магической атмосфере, царящей внутри коты, и особенных кружках. Кукса — это радиционная лапландская саамская кружка, изготовленная из березы, реже из сосны. Древесина пропитана маслом и не боится воды. Напиток в таких кружках приобретает особенный вкус, даже если это просто вода. Очень рекомендую попробовать!



В процессе какаопития Юхо немного рассказал об особенностях ухода за собаками. Например, на 25 собак они ежемесячно расходуют около 400 кг корма, что в среднем по 500 грамм в сутки на собаку. В морозы порция может быть увеличена в полтора раза. Для сравнения, моя собака такого же размера, в день потребляет примерно 300 грамм корма и смотрится весьма упитанно. Собаки же на ранчо, едят фактически в два раза больше, но при этом они очень стройные, поджарые. Ведь они практически ежедневно пробегают десятки километров. Кстати, за наше небольшое ознакомительное сафари на морозе мы оказывается проехали 13 км.





Еще один момент, Husky Ranch Lapland, куда мы приехали знакомиться с собачками, находится неподалеку от горнолыжного курорта Юлляс (Yllas) и это отличный способ разнообразить свой досуг. Все таки лыжи лыжами, а в Лапландию люди приезжают за новыми эмоциями и впечатлениями, которые они не смогут получить нигде больше. Катание на хаски в их родной стихии одно из таких.

Источник: travel.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...