Земля, которой не должно было быть; о Голландии, ее жителях и их жилищах; о Площади Дам, Новой Церкви и таинствах деревянной резьбы
Welkom in Amsterdam, dames en heren! В аэропорту Схипхол как-то сразу чувствуется, что ты в Нидерландах — кругом сплошной KLM, Королевские голландские авиалинии. Да, они королевство. У них есть король, Виллем-Александр. И да, они Нидерланды. Южная и Северная Голландия — это 2 из 12 провинций королевства, самые развитые и самые известные, поэтому часто Голландией называют всю страну. В русском языке это название распространилось после визита Петра I и его свиты. Их, естественно, интересовала только самая технически развитая часть, ее они и посетили, и, рассказывая дома о визите, сплошь и рядом называли страну «Голландия», не упоминая названия государства в целом.
По пути из самолета на глаза попадаются такие жизнерадостные таблички. Из всех пока что виденных мною аэропортов амстердамский Схипхол, пожалуй, самый уютный и дружелюбный к пассажиру. Нет в нем нервозности и холодности, свойственной аэропортам и вокзалам, он скорее похож на большой хороший торгово-развлекательный центр. К тому же, до центра города от него добираться минут 20.
А жить мне предстоит на острове. Остров называется Ijburg (читается «Айбюрг»), дом обозначен красной гугл-булавкой в правой части карты.
Goede morgen!
Голландский/нидерландский язык приходится близким родственником немецкому, в нем очень много заимствованных английских слов и немного французских, поэтому какие-то фразы интуитивно понятны без перевода, например, это самое «худе морхен!». Фонетика несколько своеобразна. Насчет фонетики есть шутка: голландский язык звучит, как будто пьяный немецкий матрос высадился во французский порт и пытается объясниться по-английски.
Я решила перед тем, как ехать в центр, немного пройтись по окрестностям. Догуливаю до конца квартала, и вижу вот такую картину. Пока я стою и хлопаю глазами на эту необычную «парковку», самое время совершить краткий экскурс в историю с географией.
С географией произошла такая история. Почти половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря. Небольшой участок суши, а остальное — вода, вода и болота. Каждый клочок земли голландцам пришлось отвоевывать у моря при помощи дамб и плотин. Еще в середине XIX века на месте аэропорта Схипхол находилось бурное озеро, а название столицы сложилось из слов «Амстел» (название реки, на которой расположен город) и «дам» (что в переводе означает «дамба»). Получается: Дамба-на-Амстеле/Amstelledamme -> Амстердам.
В середине XVI в. был совершен технологический прорыв: изобретена голландская ветряная мельница, которая ничего не молола, но приводила в действие насос для откачивания воды и осушения участков вблизи плотин. Такие осушенные участки назывались «польдерами», их можно было обрабатывать и заниматься сельским хозяйством. В те времена мельницам принято было давать имена, и самым распространенным именем было «De Hoop» — «Надежда».
Так, постепенно, благодаря плотинам, ветряным мельницам и невероятному упрямству, возникла суша, не предусмотренная планом сотворения мира. Как утверждает национальная поговорка, «Бог создал землю, а голландцы пристроили к ней Голландию». На гербе же Нидерландов начертан девиз на средневековом французском языке — «Je maintiendrai», буквально означающий «Я вынесу» или «Я выдержу».
Район Айбюрг, где я остановилась, тоже представляет собой сеть искусственных островов, построенных на водоеме Ай. Несколько лет назад здесь была вода. А теперь новостройки, магазины, школы и трамваи. До центра города добираться где-то минут 25, трамвай ходит каждые 5 минут, но в Европе другие представления о расстояниях и по амстердамским меркам я живу ужасно далеко. На остановке стоит электронное табло, которое показывает, когда придет следующий трамвай. И ему можно верить. Если написано «Centraal Station 2 min», значит и правда через две минуты мы поедем на Центральный вокзал города Амстердам.
Station Amsterdam Centraal. Транспортное сердце города. Здание спроектировано архитектором Питером Кёйперсом в стиле нео-ренессанс и открыто для публики в 1889 году. Главный вход напоминает огромные ворота с двумя башнями по бокам, рядом с ними чувствуешь себя странником, входящим в средневековый город. В центре фронтона герб Нидерландов, под ним 14 гербов городов, до которых тогда можно было добраться по железной дороге (включая герб Санкт-Петербурга). Часы на башнях показывают разное время, потому что правый циферблат — это действительно часы, а стрелки левого указывают направление ветра.
Деталь.
Вокзал стоит на трех искусственных островах, лицом к городу, спиной к морю, как бы отгораживая сушу от воды. Перед началом строительства амстердамские эстеты XIX века страшно возмущались: как это так, какой-то уродский вокзал закроет вид на нашу прекрасную гавань, подарившую городу процветание! «Этот проект, — писал один из них, — отвратительнейшая атака на красоту и славу нашей столицы». Однако заседавшее в Гааге правительство решило, что лучшим местом для вокзала станет то, где город берёт своё начало, и одобрило проект.
Одну из стен украшает стихотворение поэта XIX века Албердингка Тейма. Общий смысл: «Где бы ты ни странствовал, не забывай о доме».
Внутри вокзала очень чисто и нарядно. Стоит рояль, на котором любой может поиграть.
Сюда приходят все поезда дальнего следования, отсюда уходит метро, стартует более половины трамвайных маршрутов и множество автобусных, отсюда же расходятся все туристические тропы. Мой голландский знакомый сравнил это место с перевернутой чашкой, из которой выливается весь остальной город. Если посмотреть на карту, то действительно похоже.
Здесь же располагается симпатичный центр туристической информации, продаются билеты в музеи и на экскурсию по каналам (здание на заднем плане — базилика Святого Николая, о которой речь пойдет в другой части)
Фирменный пейзаж Амстердама — «пряничные домики» и очень много воды.
Амстердам называют «Северной Венецией». В городе сотни километров каналов, более 1500 мостов и около 90 островов. Существует четыре основных канала: Сингел («оборонительный»), Херенграхт («канал господ»), Кейзерсграхт («императорский канал») и Принсенграхт («канал принцев»).
Канал Сингел существовал с 1428 года как ров, проходивший по западной границе города, остальные три были прорыты в XVII веке, который называют золотым веком Нидерландов. Затем на них были сооружены жилые дома и многоэтажные склады. Эти каналы образуют четыре концентрических полукольца, опоясывающих город. Система амстердамских каналов включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История умилительных домиков такова. Места для строительства всегда было крайне мало, поэтому на ширину фасада устанавливался налог: чем шире фасад, тем дороже дом обходился владельцу. Чтобы сократить расходы, горожане делали фасад узким, вытягивая дом вглубь квартала, как пенал. На многих фронтонах можно разглядеть поперечную балку, торчащую наружу. С помощью этой балки, блока и веревки торговцы прямо с лодок поднимали грузы на склады, находившиеся на верхних этажах, поскольку по узкой лестнице протащить что-либо было крайне сложно.
Много людей в Амстердаме живет не в обычных домах, а на лодках. Так решать квартирный вопрос начали после Второй мировой войны, когда особенно остро встала проблема нехватки жилья. Горожане расселились в лодках и судах, стоящих по берегам каналов. Сейчас в качестве жилья используется более 2500 лодок.
Чей-то «балкон»)
«A land, that rides at anchor, and is moor’d / In which they do not live, but go aboard»
«Страна на якоре, вокруг нее вода; / В ней не живут — плывут, как на судах»
(Сэмюэл Батлер, английский поэт-сатирик XVII века)
Улица Дамрак как ковровая дорожка, расстеленная для туристов. Она начинается сразу от вокзала и ведет прямо к центральной площади Дам. Туда я и направляюсь, по пути фотографируя детали. Вот ар-нувошные слоники.
А вот не менее ар-нувошный манерный фонарь.
Источник: travel.ru