Пергамский музей (Пергамон-музей) — один из известнейших музеев, расположенных на Музейном острове на реке Шпрее в центре Берлина. Здание музея построено в 1910-1930 годах по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хофмана, в первую очередь, для обнаруженного Карлом Хуманом Пергамского алтаря, а также для собрания поздней античной живописи и скульптуры, экспонатов Переднеазиатского музея, включающего произведения хеттского, ассирийского, вавилонского и персидского искусства и Исламского музея. С 1958 года все эти собрания объединены общим названием «Пергамский музей».
Самым знаменитым экспонатом музея является, несомненно, 113-метровый алтарь из города Пергам, давший название музею. На мраморном пьедестале алтаря, построенного в период с 180 по 159 гг. до н.э., изображена битва греческих богов с гигантами. Считается, что алтарь был широко известен в эпоху Античности и даже упоминается в «Откровениях Иоанна Богослова». В XIX в. он был обнаружен инженером Хуманом во время инженерной разведки при строительстве дорожного полотна в Малой Азии. Величественный алтарь был вывезен из Германии после войны и выставлялся в Государственном Эрмитаже до 1958 г., когда генсек Никита Хрущев жестом доброй воли вернул архитектурный памятник в Берлин.
Помимо алтаря, Римская и Античная эпохи богато представлены многочисленными статуями, монетами, малыми формами и глиняными изделиями, саркофагами, геммами, украшениями, изделиями из стекла и бронзы, элементы декора архитектурных сооружений. Напольные мозаики:
Ворота Милетского рынка являются ключевым экспонатом галереи римской архитектуры (милетская галерея). Она содержит экспонаты, датированные I-III в н.э., из различных регионов Римской империи: от Италии до Сирии. Раскопки в районе античного Милета, где и были найдены ворота, производились в начале XX века под руководством немецкого археолога Теодора Виганда в рамках соглашений с правительством Османской империи. Они были доставлены в Берлин по частям в течение 1907-08 гг.:
Ворота Милетского рынка — единственный объект музея, восстановленный в натуральную величину (28.92 на 6.66 метров и 16.73 метра в высоту). Около 60% материала монумента -оригинальный мрамор, что является крайне редким показателям для подобных сооружений. Двухэтажные ворота были воздвигнуты во II в.н.э. для прохода между двумя широкими площадями: агорой и так называемым Южным Рынком, центром торговли Милета. Как и прочие античные мраморные здания и скульптуры ворота были окрашены, правда, немногие сохранившиеся цветные участки сейчас незаметны невооруженным взглядом.
В этом же зале, если подняться по ступенькам справа от входа, расположен макет античного Милета II в н.э. Он позволяет оценить масштабы этого крупного торгового центра Средиземноморья.
Несмотря на то, что истинный расцвет города приходится на более ранние века (VI-V до н.э.), в римскую эпоху он по-прежнему оставался одним из крупнейших региональных центров. Во многом город обязан своему выгодному географическому положению и удобной гавани, сделавшей возможным строительство крупного порта. Отсюда в частности корабли отправлялись в Черное море вплоть до устья Дона — Танаиса, самой северной и удаленной точки античной Ойкумены.
В корпусе переднеазиатского искусства представлено искусство исчезнувших могущественных империй Востока — Вавилона, Ассирии и Шумера. Немецкое восточное общество, организованное в 1898 г. занималось раскопками древних городов на территории современных Сирии, Турции и Ирака и вывезло в Германию уникальные находки, обнаруженные в древних городах Уруке, Вавилоне, Нимруде и т.д.
Венцом коллекции, знакомым практически каждому по школьным учебникам истории, является реконструкция Вавилонских Ворот, посвященных богине Иштар. Гигантская кирпичная арка, покрытая синей, желтой и белой глазурью, стояла на выходе из города на Дорогу Процессий. Ворота богато украшены барельефами с изображением львов, быков и мифических животных сиррушей. В различных музеях мира хранятся фрагменты и скульптурные изображения с оригинальных ворот, датируемых 575 г. до н.э. До 2004 г. в Ираке существовала реплика ворот, однако она была разрушена во время военного конфликта.
Другими всемирно известными экспонатами коллекции являются остатки Вавилонской башни, храмов шумерского города-государства Урука и фрагменты тронного зала вавилонского царя Навуходоносора II.
Источник: travel.ru