Главная » Советы туристу » Португалия: монастырь с шипящими

Португалия: монастырь с шипящими

Кто сможет чётко выговорить с первого раза «Моштейру душ Жеронимуш» — может считать себя настоящим португальцем.

Ведь именно так звучит на португальском языке название Монастыря иеронимитов (Mosteiro dos Jeronimos) в Лиссабоне — наиболее впечатляющего памятника в стране, созданного в мануэлинском стиле.



Хотя мы и сами с усами, со своими «жи-ши пиши с буквой «И», или там «высшие эшелоны шествовали подшофе» 🙂 Но довольно шепелявить, вернемся к монастырю.
Пятьсот с лишним лет назад на месте монастыря Жеронимуш была часовня Генриха Мореплавателя — португальского принца, который сам не плавал, но организовал целый ряд морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и берегам Африки.

Поиск морского пути в Индию был весьма важен для Португалии. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока (пряности!) португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам, тогда как финансовые возможности оставляли желать лучшего.



Вот тут на сцену и вышел Генрих, деятельность которого во многом заложила основы морского и колониального могущества Португалии. И понеслось! Мадейра, Азорские острова, Золотой берег — это только начало… В 1486 году Диаш огибает Африканский континент — мыс Доброй Надежды покорен. В 1498 году Васко да Гама открывает морской путь в Индию, в 1500-м Кабрал достигает берегов Бразилии. Так, Португалия волшебным образом превратилась из «медвежьего угла» Европы в центр мира. Но важнее новых земель и мифических богатств была неоспоримая слава первопроходцев.

В часовне Генриха молился Васко да Гама (который по-португальски вовсе не «Васко», а «Вашку») перед своим отплытием в Индию. По возвращении, его встретил король Мануэл I, приказав заложить монастырь Жеронимуш. Усыпальница Васко да Гама и сейчас находится в здешних стенах.



Входные билеты на территорию монастыря — по 7 евро, но мы прошли бесплатно, т.к. заранее купили так называемый «Лиссабонский пропуск» («Lisboa card»). Сделать это можно в онлайне вот здесь >>

Пропуски приобретаются разной длительности (на 24, 48, 72 часа), и обеспечивают возможность бесплатно ездить в метро, на трамваях, на пригродных электричках (мы стояли в Синтре — и это было важно), бесплатно посещать 26 музеев и монументов (Жеронимуш входит в их число), а также дает массу разных скидок в особо популярные места. На 24 часа пропуск стоил 16 евро, и окупил себя с головой. К тому же, детей до 5 лет везде пускают бесплатно, если у взрослого есть Lisboa card.



Новый монастырь король Мануэл предложил занять ордену Святого Иеронима, с тем, чтобы монахи ежедневно молились за души принца Генриха Мореплавателя, короля и его преемников, а также всех моряков, отплывающих покорять новые земли. Несколько столетий иеронимиты жили в монастыре, пока в 1833 году не вышел закон о запрещении религиозных орденов в Португалии. Община была распущена, а монастырь преобразовали в королевский приют для детей-сирот, бездомных и обездоленных.



Один из самых интересных уголков монастыря — это крытая галерея с внутренним двориком (Cloister). Здесь монахи молились, медитировали, и отдыхали между делом.



Настоящее буйство фантастических образов украшает арки и колонны: резные обезьяны и драконы, лианы и сплетения морских канатов, морские чудовища и кораллы.



В учебниках по истории искусств все эти позднеготические звери и канаты именуются стилем «мануэлино» — по имени короля Мануэла, который повелел воздвигнуть монастырь.



Здесь смешаны элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса и экзотические мотивы. Можно даже сказать, что в этом стиле проявилось влияние индийского искусства. Мануэлино выражает как бы впечатления европейца, впервые увидевшего новый мир и неизвестные страны.



Каменные кружева:



Трапезная (Refectory). На стенах опять морские канаты, а под ними — знаменитые португальские изразцы азулежу (azulejo). Традиционный азулежу представляет собой расписанную глиняную плитку, чаще всего квадратной формы, обожжённую, глазурованную, размером 14 см на 14 см. В качестве сюжетов художники предпочитали использовать жанровые композиции. Например, здесь показано Чудо умножения хлебов и рыб из Нового Завета, что идеально подходило под предназначение данного помещения.



«Канатный» стиль мануэлино:



Шесть колонн, поддерживающие свод церкви Св. Марии. Все колонны с разным рисунком и набором элементов.



Интересно, что знаменитое лиссабонское землетрясение 1755-го года, отголоски которого затронули даже Испанию, практически не повредило здание. Обрушилась балюстрада и в пол в хорах, но все эти разрушенные части были быстро восстановлены.



Из личного опыта: наилучшее время для посещения монастыря — ближе к закрытию. Во-первых, народу минимум, никакой туристической толкотни. А во-вторых — свет! Низкий, очень удачно выхватывающий силуэты из полумрака монастырских закоулков.



Источник: travel.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...