Из всех крупных достопримечательностей Ленинградской области до последнего момента не смог посетить лишь отдаленный райцентр Приозерск. Нехорошо, исправился. На пути из Хельсинки в Москву специально сделал остановку в Санкт-Петербурге, чтобы осмотреть городок. Казалось бы, а зачем? А дело в том, что в Приозерке находится крепость Корела, которой больше 700 лет. Ну и удивительной добавкой к осмотру крепости оказалась краткая экскурсия по самому Приозерску, который совершенно не оправдал мои ожидания, приятно удивил, можно сказать. В общем, даже самому немного стыдно, что так поздно посетил город со столь богатой историей.
Город Приозерск находится в полутора сотнях километров к северу от Санкт-Петербурга на берегах реки Вуокса, неподалеку от впадения оной в Ладожское озеро. За свою более чем 700-летнюю историю этот городок не менее полудюжины раз менял название, русские называли его Корелой, шведы — Кексгольм, финны — Кякисалми, но все кончилось тем, что с 1948 года и по сей день он называется Приозерском. Добраться до Приозерска несложно электричкой с Финляндского вокзала, однако ехать очень долго, 150 километров электричка неторопливо проезжает примерно за 3 часа. Да и тариф для электричек высоковат — около 340 рублей от вокзала или 300 — до «закадного» Девяткино, но на что не пойдешь ради осмотра многовековых красот? Тем более, что ехать осенью по Карельскому перешейку одно удовольствие — после дачных поселков бывшей столицы из окна более двух часов видны лишь озера и все оттенки желтого на деревьях и кустарниках. Впрочем, обнаружил и загадку — в районе станции Лосево ударными темпами идет строительство (вернее, глубокая модернизация) высокоскоростной железной дороги в сторону Финляндии. Зачем? Даже местные жители не смогли дать ответа. Впрочем, немного отвлекся, давайте вернемся в Приозерск, считайте, приехали.
Благодаря тому, что на линии в сторону Карелии ставят новые электрички с «подголовниками» на сидениях (может, мне просто повезло), трехчасовой переезд прошел относительно легко.
Поскольку у меня было всего около 4 часов на осмотр города и обед, вооружившись навигатором, помчался в сторону крепости, которая находится примерно на километр ближе к Питеру, чем вокзал. Сама крепость Корела находится в небольшом, но весьма ухоженном парке, что, как мне казалось, для таких городков, почти что на севере, нетипично. Дальше Приозерск только приятно удивлял!
В парке у крепости на парковочной площадке находится несколько советских тяжелых танков и САУ, мощь огня которых и вернула нам эти прекрасные места. Ну а розовый джип смотрится на их фоне очень умилительно.
Оказалось, что Корела еще старше, чем считается, по крайней мере, местные краеведы нашли упоминания, что сюда ходил Рюрик, о чем сообщает специальная гранитная плита. Местная власть пошла еще дальше, и в том же парке влепила какой-то дурацкий арт-объект, чтобы никто не забыл, в каком субъекте федерации находится.
На мой взгляд, никакие яркие арт-объекты тут не нужны, когда в городе такие виды на крепость, тем более, что туристов тут все равно немного, по крайней мере, осенью.
Крепость Корела, однако, несколько разочаровала. Не знаю, какое у нее было фортификационное или стратегическое значение, сколько воинов неприятеля в сотнях и тысячах и какое время она должна была сдерживать, но вид у нее почти игрушечный. Вот забрался я на один из валов (они тут вместо стен, или стены со временем стали валами), смотрю внутрь крепости, и кажется она каким-то поселком хоббитов, все такое игрушечное и чистое.
В целом внутри крепости уютно, но впечатления неприступной твердыни она не вызывает. Скорее, красивые декорации «с историей» к фестивалю реконструкторов.
При крепости находится небольшой краеведческий музей, где за вход просят 50 или 60 рублей и не запрещают фотографировать. Музейная экспозиция не слишком богатая, но вполне достаточная для такого города: его история рассказывается весьма подробно, да и экспонаты подобраны как следует — модели крепости, оружие, документы.
Отдельный шкаф посвящен документам, когда нынешний Приозерск был частью Финляндии и последовавшей с ней войны.
Вроде бы и все, но тут мне попалась на глаза старая карта! Вернее, ее копия, конечно, но в данном случае это не имеет значения. Значит, настала пора играть в мою любимую игру «Тролль из Тартарии». Я играл в эту игру в различных краеведческих музеях страны раз 10, и никогда ответа на вопрос не находил. Указана ли Тартария на этой карте? Есть, и не менее трех раз. Можно начинать, где у нас там экскурсовод, отчего приуныл, сейчас будет веселуха.
— Здравствуйте, скажите пожалуйста, у Вас там какая-то Тартария на карте обозначена, что это за страна или местность такая?
— Здравствуйте, что? Какая Татария? Нет такого ничего.
— Не Татария, а Тартария, давайте к карте подойдем, посмотрим. Видите, она тут даже не одна, а две, даже три! Что это за страна такая?
— Ой, точно, есть, надо же! (минутное замешательство, мышцы на лбу выдают невероятный разгон памяти мозгового компьютера, но ответа там не найдено.) Я сейчас не припомню даже, вроде на Волге…
— Ну да, на Волге, а у нас в школе ничего про эти Тартарии не говорили. Хазарский каганат — был, Астраханское ханство — было, а вот никакой Тартарии не было.
— Да, странно, ну ничего, я уточню, подождите…
— Нет, не надо, у меня поезд обратный, а я еще город не осмотрел, спасибо!
Источник: travel.ru