Главная » Советы туристу » Сигирия. Игра престолов по шри-ланкийски

Сигирия. Игра престолов по шри-ланкийски

Представьте себе руины дворца, лежащие на вершине горы. Лианы и корни фикусов крепко-накрепко оплели древние камни, словно бы взяв их в плен. С края скалы открывается невероятный пейзаж: плотные облака нависли над густым тропическим лесом, который простирается до самого горизонта. На первый взгляд он совершенно непроходим. Однако присмотревшись, можно заметить дорогу, ведущую к горе. Вдоль дороги тоже видны развалины. Старинные бассейны и фонтаны до сих пор функционируют. И если идёт дождь, то из каменных плит, истёртых за тысячелетия ногами путников, бьют струи.

Дорога подходит вплотную к скале, где превращается в лестницу, вырубленную прямо в стене. По ней вы будете подниматься выше и выше, пока не доберётесь до площадки, где стоит разрушенная статуя льва. Размеры статуи поражают. Тропа должна была вести сквозь пасть льва. Но, увы статуя не уцелела. Остались только лапы. Лестница ныряет между ними, и приводит, наконец, на вершину, откуда я начал свой рассказ. На вершине покой и тишина. Старые камни молчат, но пытливому взгляду они могут поведать многое. Ну, что ж, может быть настало время поговорить с ними, послушаем, что они нам расскажут?


На подходе к Сигирии первое что мы видим — искусственные пруды.



Они окружают первый уровень дворцового комплекса.

Место, о котором сегодня пойдёт речь, бесспорно является визитной карточкой Шри-Ланки и одной из самых узнаваемых туристами достопримечательностей. Оно носит название «Сигирия», что в переводе с сингальского обозначает «львиная скала». Так пишут в путеводителях, но тут стоит оговориться.


Потом дорога выводит к самой скале.



По-научному это называется «инзельберг» — «гора-остров».

В некоторых источниках даётся перевод «львиная глотка», т.к. в скале была лестница ведущая сквозь пасть льва. И слово «Сигирия» действительно созвучно с сингальским «львиная глотка». Дело в том, что «Сигирия» никак не переводится, на самом деле. А все переводы основаны на предположении об этимологии слова. Скорее всего, оно произошло именно от «синга» — лев и «гири» — скала. Именно поэтому, в научной литературе чаще употребляют «Сигири», вместо «Сигирия».


По мере приближения становится видна сложность архитектурного замысла.



Прилегающая к скале область была застроена дворцами, бассейнами и фонтанами.

Настоящих львов на Шри-Ланке никогда не было, по крайней мере, палеонтологии об этом ничего не известно. Львами называли себя потомки принца Виджаи, основателя первой династии, приплывшего из Индии. Если вам интересно, то прочитать краткую историю о том, кто такой Виджая и как на Шри-Ланке появились короли, можно здесь. Мы же продолжим.


Некоторые руины ясно дают понять о своём назначении.



Другие же оставляют место для догадок.

Археологические исследования показывают, что люди жили в окрестностях Сигирии ещё 5000 лет назад, в мезолите. После того как буддизм распространился на острове, скалу облюбовали монахи-отшельники. Ну, а самое интересное начинается в период Анурадхапурского царства, в сложный политический для страны период, когда одна династия сменяла другую и за трон велись нешуточные битвы. В этот период и возник дворцовый комплекс у подножия инзельберга.


Сейчас только фантазия может помочь постичь первичную красоту королевского парка.



Жаль, что не изобрели машину времени. Вот бы взглянуть одним глазком. 🙂

Если бегло изучать этот вопрос в Интернете, то можно вычитать следующую мрачную легенду. Краткое её изложение я привожу ниже. Итак.Жил-был царь Датусена (многие пишут Дхатусена, что фонетически не верно). Его убил собственный сын Кашьяпа (многие пишут Кассапа, что тоже не верно) ради захвата власти. Младший сын Датусены, Моггаллана, сбежал в Индию. Кашьяпа, опасаясь возмездия брата, ушёл вглубь острова и построил там неприступную крепость. Когда Моггаллана собрал войска и пришёл отвоевать трон у Кашьяпы, ему сопутствовала удача. Во время решающей битвы слон Кашьяпы повернул назад к водопою, а остальное войско истолковало этот манёвр как начало отступления и начало бежать. Кашьяпа остался окружённый врагами и покончил с собой, перерезав горло.Так рассказывает эту историю большинство гидов, так написано в Википедии, и примерно так пересказывают данный сюжет (с небольшими вариациями) тревел-блогеры, посетившие Сигирию и прочитавшие потом Википедию. Кто-то углубляется глубже и пишет, что вся история царя отцеубийцы Кашьяпы — легенда, а на самом деле Сигирия являлась буддийским монастырём и никакого королевского дворца там не было. Так или иначе, остаётся много вопросов.Как Кашьяпа убил своего отца? Почему его за это не наказали? Почему Кашьяпа решил создать крепость в Сигирии? Почему, если он так боялся мести брата, не стал оставаться в крепости, а вышел с ним на битву? Как построили крепость за такое короткое время? Откуда Моггаллана взял войска? Был ли на этом месте монастырь? Почему Моггаллана не остался править в Сигирии?Попробуем разобраться вместе. Для этого я предлагаю копнуть немного глубже и заглянуть в начало V века н.э. за несколько десятилетий до появления на троне того самого злосчастного Кашьяпы.


У самой скалы королевские сады теряют вид парк.



Архитектура начинает подчиняться ландшафту.

Многие сторонники теории того, что Сигирия всегда была буддийским монастырём часто приводят следующие аргументы: во-первых, Кашьяпа не мог бы построить столь масштабное сооружение за столь короткий срок; во-вторых, руины на вершине скалы по своей структуре в значительной степени напоминают храмовый комплекс, нежели королевский дворец. Однако внимательное изучение цепи исторических событий даёт возможность увидеть общую картину таким образом, чтобы там нашлось место и Кашьяпе и его дворцу на скале. Некоторые современные историки полагают, что строительство королевской резиденции в Сигирии могло начаться задолго до появления династии Мория в лице первого короля этой династии — Датусены.


Руины культового сооружения

Итак перенесёмся в начало V века н.э. На острове процветает сингальское царство Анурадхапура, на престоле которого вот уже почти четыре столетия восседают представители династии Ламбаканна. Последний царь этой династии, Маханама, делает себе загородную резиденцию на скале, которую потом назовут «Сигирия». Этот монарх правил долго, больше двадцать лет, и во времена его правления в порты царства заходили корабли не только соседней Индии, но и Китая, Персии и даже Римской Империи, о чём свидетельствуют монеты, найденные в Анурадхапуре и Сигирии. Есть большая вероятность того, что строительство дворцового комплекса началось задолго до рождения Кашьяпы, а потому вопрос, о том, как он сумел построить такое огромное сооружение за такой малый срок, отпадает. Кашьяпа не строил весь комплекс Сигирии, скорее всего он его просто достраивал.


Тропа начинает свой подъём.

После смерти Маханамы, который не оставил после себя прямых наследников, в Анурадхапуре начинается борьба за власть. Хроники донесли до нас имена следующих трёх правителей, и, судя по тому, что за два года на троне их побывало трое, мясорубка там была та ещё. Пока сингальская знать разбиралась, кто из них самый достойный претендент на престол, с юга Индии пришли тамильские завоеватели и забрали власть себе. Начался период названный в сингальской истории «Шесть дравидских правителей». Сингальская знать Анурадхапуры бежала в соседнее царство Рухана.


Гору окружают т.н. «террасные сады».

Этот период длился почти тридцать лет, пока внук Маханамы по матери, Датусена не смог собрать достойную армию,и в результате долгих партизанских войн не вернул власть сингалам, установив новую династию, берущую начало от рода Мория. В легендах о Сигирии Датусена представлен мудрым и добрым королём, который построил водохранилище и развивал ирригационную систему, заботясь о высоких урожаях и благосостоянии своих подданных.


Продолжаем подъём

Пока Датусена воевал с тамильскими захватчиками, у него случилась большая и чистая любовь с простолюдинкой, в результате которой родился сын — Кашьяпа. Выйдя из подполья и став царём, Датусена женился на женщине королевских кровей, которая также родила ему сына — Моггаллану. Естественно, при наличии высокорождённого брата, Кашьяпа уже не мог рассчитывать на престол.


Местами в скале вырублены ниши. Возможно для медитаций монахов.

Дальше обычно все пишут, что честолюбивый Кашьяпа подрос и убил отца, чтобы заполучить трон. Есть даже душещипательная легенда, что прежде чем убить отца, Кашьяпа стал требовать от Датусены сокровищ, угрожая ему смертью. Тогда тот привёл его на берег сооружённого по его указу водохранилища и сказал сыну: вот моё главное сокровище. После чего алчный и вспыльчивый Кашьяпа велел замуровать отца заживо прямо в стену дамбы, которая создавала водохранилище. Непонятно, только почему действующий царь позволил себя убить и куда смотрела личная гвардия? И кто замуровывал Датусену?


На некоторых скалах вырублены подобия лестниц.

Всё, похоже, было немного иначе. Тут следует вывести на сцену ещё одного весьма примечательного персонажа — Мигару. Этот человек, повлиял на события той эпохи, пожалуй, сильнее любого из царей. Мигара был сыном сестры Датусены и мужем его любимой дочери, т.о. приходясь правителю одновременно племянником и зятем. В государстве он занимал важную роль — был главнокомандующим царской армии.


Скала-кобра.

Как-то раз Мигара избил кнутом свою жену, в кровь располосовав ей бёдра. То ли у него был такой нрав, то ли у жены, то ли они друг друга стоили. Так или иначе, избитая девушка обратилась в бегство, и прибежала прямиком к отцу. Датусена, увидев дочь в одежде насквозь промоченной кровью, пришёл в ярость, но Мигара сообразил, что попадаться под горячую руку царю не стоит, а потому сбежал. Не найдя на ком выместить злость, правитель выместил её на матери Мигары, своей сестре, отдав приказ сжечь её заживо. И её сожгли. Будет знать как воспитывать негодяев! Вот такой был добрый и справедливый владыка.


Оглянемся вниз…

Мигара же бежал к своему родственнику, другому зятю Датусены, Симхаварману, который имел имперские амбиции и собирался свергнуть правителя Анурадхапуры. Однако дружба у них не сложилась. Да и как она могла сложиться у двух амбициозных родичей равных по статусу? К тому же Мигара принял христианство, в которое его обратил странствующий персидский миссионер, который незадолго до этого смог втереться в доверие царю Датусене и стать его советником. Через некоторое время Симхаварман объявил Датусене войну, выслав против него малочисленное войско во главе с Мигарой, в надежде, что Мигара погибнет. Датусена, который в то время уже испытывал некоторые неудобства от факта существования Кашьяпы, решил тоже избавиться от ненужной фигуры в партии и выслал навстречу войску Мигары такое же малочисленное войско во главе с Кашьяпой. Также при этом надеясь на скорую гибель неугодного наследника.


Где-то на полпути наверх имеется ниша с уникальными фресками, изображающими Небесных Дев.



Художественный стиль и способ выполнения картин очень схож со всемирно известными фресками Аджанты.



Да и по времени совпадает — расцвет этой школы приходится на V-VI вв н.э.

Но неудобные вершителям судеб родственники оказались хитрее. Они не стали биться, вместо этого симулировали схватку, в результате которой Мигара якобы сдался и присягнул на верность Датусене. Царь же сменил гнев на милость и принял непутёвого зятя обратно в лоно семьи. Мигара же стал убеждать Кашьяпу, что раз попытка убить его в бою провалилась, то это просто вопрос времени, когда Датусена найдёт предлог, чтобы убить неудобного наследника. Ему удалось убедить, что против Кашьяпы плетётся заговор и что тому угрожает смерть. Кроме того, Моггаллана, младший сын царя и будущий наследник, видимо тоже подливал масло в огонь. В итоге Кашьяпа сказал, что больше терпеть этого не может и отправляется в изгнание. И отправился. Но не в изгнание, а в Индию, к родичам, собирать войско.Через семь месяцев он вернулся с войском и начал завоевание Анурадхапуры. В местечке Шри Пури состоялась решающая битва, в которой Датусена потерпел неудачу. По одной из красивых легенд он сам себе отрубил голову, чтобы избежать бесчестия поражения. Другую легенду, о том как мудрого отца замуровал в дамбу собственного водохранилища сын-злодей, я уже рассказывал. На самом деле, я думаю, что Датусену просто казнили, чтобы избежать восстаний и попыток царя вернуть законный трон. Моггаллана же с матерью сумел сбежать в Индию.Дальше легенда гласит, что народ не простил нового царя-отцеубицу. Терзаясь совестью и опасаясь мести старшего брата, Кашьяпа отправился в глухие джунгли и там воздвиг себе крепость и жил в ужасе, ожидая неминуемой расплаты.


Плато с Львиными Вратами



Коготки

Подобная легенда не выдерживает никакой критики. Во-первых, воздвигнуть такой комплекс Кашьяпа собственноручно не мог, а кто его тогда строил, если народ был против царя? Во вторых, зачем нужно было покидать укреплённые стены столицы, и тратить ресурсы на создание новой столицы? Проще было ещё сильнее укрепить Анурадхапуру. И с чего бы это Кашьяпе боятся изгнанного брата, если он был действующим монархом с армией, а Моггаллана изгнанником имевшим своим единственным богатством только знатное происхождение. И, вообще, какой смысл становиться царём, так упорно бороться за власть, чтобы потом сбежать в лес и жить на горе? Согласитесь — полная бессмыслица.Конечно же, Кашьяпа никуда не сбегал. Он был сильным правителем, покровительствовал ремёслам и искусствам и начал чеканить собственные золотые монеты, стимулируя торговлю с соседними государствами. В Анурадхапуре был даже целый квартал иностранных купцов. Так чем же тогда была Сигирия?


Подниматься по «жидкой» лестнице, прибитой прямо к стене, немного жутковато.

Сигирия — это символ. Мечта многих королей. Старинные предания гласили, что задолго до прихода на остров сингалов, ещё до мифического повелителя ракшасов Раваны, с которым боролся Рама в народном эпосе «Рамаяна», островом правил мудрый бог Кубера, правнук Брахмы, повелитель якшей. Был он богом богатства и процветания. А его столица Алакаманда, была самым роскошным местом во Вселенной, и ни у одного из богов не было такой красивой обители. По легенде Алакаманда находилась в центре острова, на высокой горе. Позже Равана, брат Куберы, захватил власть над островом, и Кубера перенёс Алакамаду на север — в Гималаи.Таким образом, скала возвышающаяся над джунглями в центре острова как никакое другое место подходило под описание Алакаманды. Там, предположительно и начал строить свой город мечты последний царь династии Ламбаканна — Маханама. Скорее всего, Кашьяпа лишь продолжил строительство украшая гору новыми и новыми постройками. Есть предположение, что гора была выкрашена в белый цвет, чтобы напоминать облако, чтобы казалось, что дворцы на вершине парят в небе. А ещё правление из этого места давало правителю особый полубожественный статус. Собственно во времена Кашьяпы слова «Сигирия» не было, а сам царь в хрониках именовался «повелителем Алакаманды».


Ну, а пока рассказываю, наслаждаемся видами…

Кашьяпа был настолько умелым правителем, что стал сильно задевать интересы соседних государств, перетягивая центры торговли на Шри-Ланку. Именно тогда, его брату Моггаллане и была предложена помощь. Индийский махараджа предложил финансировать военную компанию Моггалланы, в обмен на отказ от морской торговли, если тот взойдёт на трон, и на отказ от титула «повелитель Алакаманды», который принижал титул Магараджи.В то же время у Кашьяпы случилась размолвка с Мигарой, который настолько вовлёкся в христианство, что требовал открытие христианского храма. Получив отказ от царя, он через шпионов вступил в сговор с Моггалланой. Тогда же и был реализован план по устранению царя. Жена Кашьяпы, сестра Мигары, тоже была христианкой и видимо приложила руку к смерти мужа, так как после ночи проведённой с ней на вершине Сигирии царю внезапно «поплохело» и так сильно, что вниз его спустили уже мёртвым. Тело Кашьяпы было с почестями кремировано, а над местом захоронения праха в монастыре Пидурангала возвели дагобу. Так что нет, он не перерезал себе горло и не был презираем собственным народом.


После смерти Кашьяпы на престол поставили его малолетнего сына от имени которого правил один из полководцев. Затем на остров вторглась армия Моггалланы, который победил в решающей битве вернул себе престол. Сын Кашьяпы сумел бежать в Индию, где, не получив ни от кого поддержки, умер в изгнании. Моггаллана же, следуя договорённостям с индийскими союзниками, вернул столицу в Анурадхапуру, а дворцы Алакаманды подарил общине буддистов махаяны, которая оказывали ему поддержку. Нужно сказать, что духовенство играло важную роль в политике острова, подтверждая тот или иной статус царя.


Так дворцы стали монастырём. Считается, что гигантская статуя льва была воздвигнута уже монахами, как воплощение Тары, почитаемой буддистами махаяны. Тару часто именуют богиней, что в принципе не верно, т.к. она была бодхисатвой — т.е. просветлённым существом, которое не ушло в нирвану, о осталось в бренной оболочке, чтобы учить буддизму людей. Поэтому есть одна из гипотез, что фрески Сигирии могут изображать именно её. На самом деле скорее всего нет, т.к. это не соответствует буддийской иконографии, с одной стороны, а с другой стороны время написания фресок совпадает с правлением Кашьяпы, что позволяет предположить, что девушки Сигирии олицетворяют Облачных Дев, живших при дворце Куберы.


Семь веков противостояния буддийских общин тхеравады и махаяны закончились победой тхеравады. Царём Паракрамбаху I была признана истинность учения тхеравады, а потому монахи махаяны были вынуждены уйти в изгнание, либо в качестве неофитов присоединиться к общине тхеравады. Эпоха царства Анурадхапуры завершилась, возникло новой царство Полоннарувы. Потом столицу снова перенесли, а вместе с этим и переезжало высшее духовенство. Так медленно и печально монастыри махаяны пришли в запустение и были забыты. И лишь спустя много веков руины монументального сингальского наследия были заново открыты миру англичанами, во время их экспедиции вглубь острова.


Вот такая история. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец. Надеюсь вам понравился мой небольшой виртуальный тур по этому сказочному месту.


Источник: travel.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...