Главная » Советы туристу » Собор Светицховели, или Храм Двенадцати Апостолов в Грузии

Собор Светицховели, или Храм Двенадцати Апостолов в Грузии

До этого я уже показывала Мцхету — первую столицу Грузии, а также монастырь Самтавро и церковь Антиохия, но главное архитектурное сооружение в городе — Кафедральный собор Светицховели, который был возведён здесь в XI веке (1010 — 1029 гг.) на месте более древнего храма IV-V веков. Собор Светицховели второй по величине храм в стране, после недавно освященного собора Святой Троицы в Тбилиси.



Такой огромный храм был построен в честь Двенадцати Апостолов. С этим строительством связано одно предание. Главным зодчим храма был Арсукидзе, который происходил из бедной семьи. По окончании строительства оказалось, что построенный им шедевр значительно превосходит творения его учителя. Тогда оскорбленный учитель оклеветал ученика, и мастеру отрубили руку. По другой версии, руку Арсукидзе отсекли по приказу царя, чтобы никогда не смог он построить ничего подобного Светицховели. Легенду подтверждает факт того, что над одной из арок фасада собора помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».





Светицховели строили с 1010 по 1029 годы, и таким образом он почти современник Софийского Собора в Новгороде. Строить тогда было принято монументально — Светицховели довольно велик. За всю долгую историю Светицховели не раз разрушали, перестраивали и реставрировали. Но в целом Свеицховели все же сохранил свой первоначальный облик.









В ходе реставрации Светицховели в 1970-71 годах, под руководством Цинцадзе, было найдено основание базилики, построенной в конце V века царем Вахтанг Горгасали. Каменные бычьи головы — это остатки той самой базилики.





Дресс-код, который не особо соблюдается. Да и фотоаппаратам туристы пользуются без ограничений.



Название храма Светицховели традиционно переводят как "животворящий столб". Свети — это столб, а Цховели — живой или чудотворный. Близкий по значению глагол "цховелеба" означает оживлять или давать жизнь.
Согласно легенде, в I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно не смогли забрать из ее рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией в царском саду. На могиле вскоре вырос чудесный ливанский кедр, которому местные жители поклонялись как божеству и считали целебным. А когда царь Грузии Мириан ІІІ решил соорудить храм на том месте, где покоился Хитон Господен, кедр срубили. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей.
Легенда встречается в нескольких вариациях, но сути сильно не меняет.

Этому Животворящему Столпу и Хитону Господню посвящен один из самых больших религиозных праздников Грузии — Мцхетоба-Светицховлоба. Отмечается два раза в год (13 июля и 14 октября.















Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России, к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели.

Интерьер собора. Справа та самая легендарная башня над могилой святой Сидонии, Хитоном Господним и Животворящим Столпом. Фреска «Спас Вседержитель» была написана русским художником в XIX веке.















Современная икона прп. Марии Египетской


Справа икона пророка Илии. За иконостасом в этом месте хранится его милоть (плащ).



Грузинские церкви по православной традиции тёмные, но собор Светицховели — исключение. Свет наполняет собор через узкие боковые окна, а дополнительный свет освещает центральный неф, проникая через центральный купол.



В пол вмурованы надгробные плиты, в основном  князей Багратион-Мухранских. В храме были похоронены также католикос Мелхиседек, царь Ираклий II, царь Вахтанг Горгасал и Георгий ХII. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати. Согласно хроникам, тут было похорнено еще очень много царей, но их захоронения не сохранились.





Источник: travel.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...