Тиртхапури — «храм, стоящий на священных источниках», одно из мест силы на тибетской земле, указанных махасиддхой Гуру Падмасамбхавой. Со своей супругой Еше Цогьял великий маг и волшебник из страны Уддияны когда-то медитировал в пещере рядом с целебными горячими ключами, а возможно, и оставил не только отпечатки своих стоп на камне, но и сокрыл в этих краях клады-терма с тайными знаниями, которые сможет обнаружить и постигнуть только высоко духовный человек.
Кора вокруг священной обители занимает около часа. Считается, что сначала надо обойти озеро Манасаровар, затем Кайлас, и только в последнюю очередь приехать в Тиртхапури. Что могло быть лучше для паломников, идущих с востока, тем более когда самые сложные испытания силы и духа уже позади, чем омыть уставшие ноги в лечебных водах и поклониться святым местам перед обратной дорогой.
После относительно некрутого подъёма в гору Вы вскоре увидите всю панораму Тиртхапури. Вдаль устремляются воды Саттледжа, а около бьющих рядом горячих источников паломники ищут небольшие мутные бусины кальция, считающиеся мощным лекарством от многих болезней.
Пейзажи отсылают нас к бастионам дворца Гаруды в Куньлунге, разве что серебряная полоса сменилась белым известняком.
В Тиртхапури Вы можете проверить, насколько чиста Ваша карма. Достаточно запустить руку в отверстие в скале и вытащить три камушка.
Камушки внутри двух цветов: серые и белые. Если вытащили три белых, значит, живёте праведной жизнью. Если же три серых, то стоит пересмотреть свои взгляды на жизнь и постараться делать больше благородных и добрых поступков в этом воплощении, чтобы в следующей жизни родиться хотя бы снова человеком.
Хотя по количеству серых камешков рядом сложилось впечатление, что белые кладут обратно, а серые отбрасывают в сторону.
Тропа проходит вдоль очень длинной стены, выложенной из принесённых паломниками камней с выбитыми на них мантрами и буддийскими символами.
Все здания в Тиртхапури, такое впечатление, что были построены относительно недавно или поддерживаются, по крайней мере, снаружи в очень хорошем состоянии. В деревнях дома обычно не белят, оставляя серые стены на растерзание снегам, ветрам и палящему солнцу.
Монастырь Гуру Ринпоче был полностью разрушен во время «культурной революции» и заново отстроен в 80е годы прошлого столетия.
Снова встречаем изображения четырёх небесных хранителей, что уже видели в ступе Кумбум в Гьянтзе и в монастыре Ташилунпо в Шигатзе. Новые росписи нещадно бликовали, как я ни старался поймать кадр без отражений. Телом красного цвета со ступой в руке — Вирупакша, правитель неба метаморфоз, охраняющий запад.
Телом жёлтого цвета с зонтиком — Вайшравана, правитель неба, оберегающего простых людей от травм.
Телом синего цвета с мечом — Вирудхака, правитель неба роста, охраняющий юг.
Музыкальный инструмент в руках держит Дхритараштра, правитель неба сильного королевства, охраняющий восток.
В монастыре размещены статуи учителей школы Карма Кагью тибетского буддизма. Своё начало школа, характеризующаяся прямой передачей знаний от учителя к ученика, берёт от великого ламы и переводчика Марпы. Марма жил в XI веке в южном Тибете и выбрал путь не пастуха или разбойника, а ламы. Марпа в одиночку отправился в северную Индию через Гималаи, чтобы получить как можно больше знаний от учителей и махасиддх, включаю Наропу и Кукурипу. Эти сокровенные знания он принёс в Тибет, перевёл на родной язык и способствовал их распространению, благодаря чему Марпу нередко именуют «Марпа-переводчик».
Самым известным учеником Марпы стал странствующий йогин-поэт Миларепа. Он вырос в богатой семье, но после смерти его отца дядя Миларепы присвоил себе всё имущество и жестоко обращался с Миларепой и его матерью. Не в силах видеть и терпеть каждодневные муки матери и несправедливость, Миларепа отправился изучать искусство чёрной магии, горя желанием отомстить. Наслав камнепад и грозу, он разрушил деревню и уничтожил урожай. Убив посредством магии 35 человек, Миларепа понял, что поступил неправильно и надо очистить свою карму. Так судьба привела его к переводчику Марпе, где Миларепу первое время не жаловали и заставляли выполнять грязную работу. Лишь спустя некоторое время Марпа стал делиться своими знаниями, и через 12 лет медитации Миларепа достиг просветления и стал странствующим йогином. Свои учения он распространял посредством песен и жил лишь на подаяния. Миларепу изображают с телом зелёного цвета, потому что он очень долго медитировал и в отсутствие пропитания ел крапиву, что росла рядом с местами его практик.
Передачу учения Миларепа доверил Гампопе, потомственному врачу. Гампопа женился в возрасте 22 лет, но болезни унесли жизни сначала двух его сыновей, а затем и жены. Жена перед смертью просила его стать монахом. Спустя какое-то время Гампопа повстречал Миларепу и понял, что нашёл своего учителя.
Один из четырёх основных учеников Гампопы по имени Дюсум Кхьенпа стал следующим хранителем учения школы Карма Кагью и получил звание Кармапы. Все последующие Кармапы считаются тулку — перерождениями предыдущего ламы. Сейчас в мире два 17х Кармапы, и идут споры, какой из них настоящий.
Дхьяни-будда западного направления Амитабха восседает на лотосовом троне. Он представляет элемент огня и западное направление. Тело Амитабхи красного цвета, руки сложены в медитативной дхьяна-мудре, на которой покоится лотос, символизирующий очищение от привязанностей. Амитабха олицетворяет способность различать и признавать многообразие вещей в единстве.
Авалокитешвара (на тибетском — Ченрези) — бодхисаттва сострадания. В двух руках у груди бодхисаттва держит драгоценность, исполняющую задуманное, в двух других руках у него хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Авалокитешвара считается главным покровителем страны снегов, а все Далай Ламы считаются его воплощениями. Мантра «Ом мани падме хум», что слышали даже далёкие от буддизма люди — мантра Авалокитешвары.
Источник: travel.ru