По последним данным, в России проживает более 30 миллионов граждан старше трудоспособного возраста, большинство из которых не имеет возможность путешествовать. Чтобы хоть как-то продвинуться в решении этой актуальной для россиян проблемы российские власти инициировали заседание «круглого стола» по теме «Туризм в интересах старшего поколения», прошедшего в рамках выставки «Интурмаркет-2015».
В качестве модераторов разговора были задействованы авторитетные персоны российской политики. В том числе заместитель председателя Государственной Думы РФ, координатор Социальной платформы партии «Единая Россия» Сергей Железняк и член Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации Светлана Ануфриенко.
Стоит отметить, что заседание носило довольно поверхностный характер, поскольку ни статистики, ни более или менее детального законодательства, касающихся обсуждаемой темы, в стране пока не существует. Конечно, отдельные положительные примеры в регионах есть, но все-таки системный подход властям только еще предстоит выработать.
По итогам заседания его участники приняли весьма пространную резолюцию, в которой содержатся общие выводs о необходимости создания некой общероссийской системы.
Так, авторы резолюции отмечают, что в стране насчитывается более 1250 санаториев и пансионатов, а число гостиниц и отелей ежегодно увеличивается в среднем на 10% и составляет на данный момент 9 тысяч объектов. Также в документе представлена статистика по количеству музеев, заповедников, парков и заказников, расположенных в стране. Не вполне понятно, для чего в резолюцию вошла эта информация. Предположим, речь идет о заполняемости индустрии гостеприимства? в том числе и за счет старшего поколения.
Также в резолюции правдиво говорится о том, что «для российских пенсионеров активное вовлечение в туристическую сферу затруднено по причинам их низкого материального положения, а также из-за проблем организации доступной среды, психологических барьеров, сокращенного предложения туроператоров для пожилых людей в связи с тем, что данная категория населения не представляет значительного коммерческого интереса и не является целевой аудиторией при разработке туров».
Заметим, что только после этого отмечается недостаточное развитие законодательства в сфере туризма (в интересах пожилых граждан), отсутствие нормативной базы для ведения учета и слабая адаптация инфраструктуры под потребности таких путешественников.
По итогам заседания, помимо констатации проблемы, в документ также вошли предложения. Наиболее весомые из них – это намерение поддержать инициативу реализации федерального проекта «Туризм в интересах старшего поколения», направленного на организацию межрегиональных туристских обменов; и привлечение финансирования со стороны Евразийского экономического союза, Союзного государства России и Беларуси, международных финансовых институтов и страховых кредитных агентств на «пожилой туризм».
Кроме того, предложено разработать стандарты и методику по формированию соответствующего туристического продукта, содействовать повышению экономической доступности туризма для возрастных путешественников (правда, каким образом, не сказано), развитию социального предпринимательства в туризме и государственно-частного партнерства, а также изучать зарубежный опыт в сегменте.
Портал TRN немного углубился в тему, чтобы уже сейчас понимать, какой международный опыт накоплен в этом вопросе, и как определяется социальный туризм на сегодня в России.
Социальный туризм хорошо развит в странах Европейского Союза, Северной Америки и в Японии.
Наиболее характерным примером так называемого социального туризма является «скандинавская модель», применяемая в скандинавских странах и Финляндии.
Также хорошо известны схемы под названием «отпускной чек» (Франция) и «отпускные чеки кассы REKA» (Швейцария), которые выпускаются уполномоченными органами в форме банковских билетов разного достоинства и продаются оптовым покупателям, затем предприятиям, профсоюзным комитетам, пенсионным фондам, другим социальным организациям. Эти чеки распределяются организациями среди своих работников с предоставлением определенных льгот на основе договора.
В Испании используются другие модели. Так, с 2000 года в стране функционирует Программа отпусков для неработающих пенсионеров и пожилых людей, направленная на организацию туристских поездок различной продолжительности в низкий сезон. Программа предусматривает компенсационные выплаты туроператорам из средств Института пожилых Людей и социальных услуг, созданном при Министерстве здравоохранения и социальной политики Испании.
Стоит отметить, что объем заявок на отдых в рамках проекта довольно велик. Например, в 2012 году по этой программе было совершено более 2 млн. поездок. При этом государственные субсидии составили 100 млн. евро, а поступления в бюджет от деятельности предприятий и организаций туристской индустрии – 153,7 млн. евро.
В настоящее время системы государственной поддержки социального туризма внедряются и развиваются в Бразилии, КНР, Чили и других странах.
В России исторически социальный туризм реализовывался преимущественно через санаторно-курортный комплекс и был направлен на рекреацию и оздоровление (видимо, именно поэтому в резолюцию вошла статистика по численности объектов размещения).
В Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» социальные путешествия определяются так: «Это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».
Определение есть, но в полной мере сегмент пока не работает, а ведь это и для турбизнеса – хорошее подспорье, и для людей — отрада и для государства – доброе дело.
Источник: trn-news.ru