Главная » Новости » Черная метка для туриндустрии

Черная метка для туриндустрии

Кто из операторов переживет зимний сезон

От запрета полетов в Египет страдают и туроператоры, и их клиенты: боясь разорения, первые отказываются возвращать деньги за сгоревшие туры. Адвокаты предрекают компаниям вал исков от несостоявшихся путешественников, а эксперты — тяжелые времена.

Согласно свежим данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), как минимум 150 тысяч человек сейчас переживают стресс: именно столько путевок было продано на ближайшие месяцы в ныне недоступный Египет. 10 ноября АТОР в связи со шквалом звонков от взволнованных граждан разместил на своем сайте памятку, где указан порядок возможных действий. Владельцам путевок предлагается несколько вариантов: рассмотреть альтернативные предложения отдыха, перенести сроки вылета в Египет до более светлых времен или аннулировать тур и потребовать возврата денег.

На деле часть туроператоров готова компенсировать затраты на путевки, но со штрафными вычетами. Так, по данным «Известий», поступают в Coral Travel и Pegas Touristik. Другие операторы и вовсе отказывают в выплатах. «Огромное спасибо TUI и «Натали Турс», которые сразу официально заявили о возможности возврата денег туристам», — сообщила ранее «Ленте.ру» Мария Чупина, руководитель отдела продаж туров онлайн-агентства «Туту.ру».

Сами операторы, впрочем, вскоре отозвали свои обещания, размещенные http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/33272.html на сайте АТОР. 10 ноября на сайте TUI появилось объявление, что в случае отказа туристов рассмотреть альтернативные варианты туров «аннуляция с возвратом полной стоимости приобретенного тура в Египет будет произведена после официальной публикации курирующими туристическую отрасль ведомствами (АТОР, Ростуризм и пр.) официальных документов, регулирующих данный процесс, и не позднее 15 декабря 2015 года».


 Фото: Александр Земляниченко / AP Информационный стенд в аэропорту Домодедово для пассажиров отмененного рейса в Египет

В «Натали Турс» в тот же день сообщили нашему изданию: «В соответствии с решениями, принятыми по результатам совместного заседания Ростуризма и туроператоров, предоставляем агентствам возможность перезачесть полную стоимость нереализованной турпутевки в Египет на любой тур из нашего ассортимента, в любое время с момента аннуляции и в течение 12 месяцев».

Чтобы не возвращать деньги, операторы стараются переориентировать своих клиентов на поездки по другим направлениям или уговорить их оставить средства на депозите, чтобы выбрать путевку позже. «Многие предлагают своим клиентам в качестве замены Турцию или Кипр, однако это не всех устраивает, потому что в этих странах прохладнее, плюс безопасность Турции вызывает у многих туристов беспокойство», — говорит Алексей Дорош, директор «Связной Трэвел». Если турист не готов лететь в Турцию, он может перебронировать поездку на любое другое направление, но с доплатой. Туры на альтернативные Египту страны пляжного отдыха (ОАЭ, Таиланд) обойдутся дороже в 1,5-2 раза.

Гораздо жестче себя ведет «Библио-Глобус»: по данным «Известий», этот оператор в одностороннем порядке аннулирует все заявки на Египет со стопроцентным штрафом, а в качестве альтернативы предлагается только Кипр — и с доплатой. Доплатить деньги за поездку в другую страну с учетом «сгоревшего» тура компания не предлагает. Связаться с представителем оператора «Ленте.ру» не удалось.

То, что не все туроператоры предлагают возможность выбора направлений, подтверждает Мария Чупина из «Туту.ру». По ее словам, цены на альтернативные туры постоянно растут: «То есть сейчас мы можем выбрать тур за 70 тысяч рублей, а через 15 минут он уже будет стоить 90 тысяч». Конечно, добавляет Мария, в данной ситуации посредник, который продал тур в Египет и к которому обращается клиент, делает все возможное, чтобы предложить выгодную альтернативу, но условия диктует туроператор.

Также, по словам Чупиной, чтобы не аннулировать заказы, операторы пересаживают туристов на другие рейсы по другим направлениям, информируя об этом граждан в последний момент. «Неявка к предоставленному рейсу будет считаться отказом от тура в одностороннем порядке, даже несмотря на то, что договор заключен на совсем других условиях», — говорит представитель «Туту.ру». Да, это не назовешь клиентоориентированным подходом, но, видимо, на то, чтобы всем вернуть деньги, просто не хватит средств, сетует Мария.


 Фото: Vinciane Jacquet / AP Брошенные магазины в Шарм-эль-Шейхе Судный год

Представители туротрасли считают, что винить операторов в происходящем нельзя: они так же, как и туристы, не виноваты в случившемся и пытаются оказать услугу так, чтобы снизить количество судебных исков и досудебных претензий. Еще 6 ноября, сразу после объявления о приостановке полетов, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина сообщила, что возврат денег за путевки всем туристам, которые не полетят в Египет или прервут свой отпуск в этой стране, приведет к банкротству туроператоров: «Компаниям просто неоткуда взять эти деньги, ведь все средства не складываются в одном месте, а работают. И возврат сразу всех средств будет означать автоматическое банкротство туроператоров, и самых крупных в том числе».

Однако юристы считают, что туроператорам не избежать судебных исков от туристов, которые не захотели или не смогли лететь в другую страну или ждать возобновления полетов в Египет (что, как известно, может затянуться на долгие месяцы). По данным АТОР, многие туристы, имеющие на руках уже оплаченные туры в Египет, не готовы откладывать сроки своей поездки и ждать отмены запрета. Они рассчитывают получить компенсации, то есть возврат суммы в полном объеме за неиспользованный отдых.

«В сегодняшней ситуации с Египтом туристы смогут вернуть 100 процентов уплаченных денежных средств за неиспользованную туристическую поездку, еще и с компенсациями и штрафами по закону о защите прав потребителей», — уверен управляющий адвокатской группы «Левченко и партнеры» адвокат Даниил Левченко.

Он поясняет: законы о защите прав потребителей и основах турдеятельности требуют, чтобы предоставляемая услуга была безопасной, а исходя из президентского указа (речь идет об указе президента Владимира Путина №553 от 8 ноября 2015 года «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности РФ и защите граждан РФ от преступных и иных противоправных действий» — прим. «Ленты.ру») можно сделать вывод, что в настоящее время отдых в Египте небезопасен. «Сейчас повторяется история с туристическими поездками в Египет в 2011 году, и в аналогичной ситуации суды вставали на сторону потребителей», — уверяет адвокат.

О том, что туристы, решившие расторгнуть договор из-за прерванного авиасообщения с Египтом, в случае если их отдых еще не начался «имеют право требовать в судебном порядке возвращения 100 процентов денежной суммы, уплаченной по договору, говорится и на сайте Роспотребнадзора.


 Табло с отмененными рейсами в Египет Фото: Reuters Разорение и только

Тем временем операторы действительно несут колоссальные убытки, вывозя за свой счет отдыхающих в Египте и не имея возможности вернуть уже перечисленные партнерам средства. Как сообщил «Ленте.ру» Владимир Воробьев, президент «Натали Турс», убытки компании только в части затрат на вывоз туристов составили около 1,2 миллиона евро. В ту же сумму глава компании оценивает недополученную прибыль до конца зимнего сезона.

10 октября представители АТОР — крупнейшие туроператоры по Египту — приняли участие в совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, где были даны первые оценки расходов всего российского туристического бизнеса. Так, по вывозным рейсам из Египта ущерб, по предварительной оценке, составил 1,5 миллиарда рублей, а общая сумма уже оплаченных операторами полетных программ до марта 2016 года была оценена в 3 миллиарда рублей.

Окончательную оценку аннулированных, перебронированных и отложенных туров операторы обещают сделать до 12 ноября. Но уже понятно, что потери колоссальные. «Учитывая, что 2015 год был для туриндустрии не самым успешным из-за обвала рубля, ухода авиакомпаний и резкого сокращения выездного потока до 50 процентов, финансовое состояние туроператоров сейчас не самое благополучное», — говорит Алексей Дорош из «Связной Трэвел».

Быть может, отрасль поддержат страховые компании, предоставляющие финансовые гарантии? «Вероятно, между страховщиками и туроператорами предстоят длительные разбирательства, поскольку эта ситуация — форс-мажор, и все зависит от того, какие действия прописаны на данный случай. В эту ситуацию могут вмешаться власти, чтобы отношения между туриндустрией и страховым сообществом не привели к убыткам и обвинениям», — считает Иннокентий Лукьянов, руководитель управления продаж страхового брокера «АСТ».

Остается одна надежда — на государство. Президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев пообещали заняться проработкой вопроса о поддержке туриндустрии. Операторы, со своей стороны, предложили свой комплекс мер, в числе которых — разделение финансовой ответственности по оплате рейсов из Египта с федеральным бюджетом и предоставление государственных гарантий на кредиты для выплаты компенсаций туристам.

«Без помощи государства многие участники рынка туристических услуг рискуют разориться вследствие этой ситуации. Уверен, что государство не заинтересовано в череде громких банкротств», — говорит Владимир Воробьев, президент «Натали Турс». По словам Аркадия Дворковича, конкретные механизмы поддержки туристического бизнеса будут предложены позже, когда станут известны понесенные убытки.

Однако даже если бизнесу возместят потери, быстро восстановить поток туристов из страны они не смогут: приостановка авиасообщения с Египтом произошла в начале высокого зимнего сезона, а доля этой страны в системе бронирования составляла 30 процентов. В России альтернативы такому виду отдыха нет. «Это одно из важных зимних направлений, поэтому потеря будет существенной для всех игроков рынка, связанных с пакетными турами», — уверен Дмитрий Малютин, генеральный директор компании Level.Travel.

Действительно, за последний год многие туроператоры если не переориентировались, то весомо нарастили объем предложения в этом направлении (с Египтом работали все крупнейшие компании — TUI Россия, TEZ TOUR, SUNMAR TOUR, PEGAS Touristik, «Натали Турс», «Библио-Глобус», Coral Travel, BRISCO). По словам Малютина, представители рынка работают при высоких оборотах и низкой маржинальности — от 1 до 3 процентов. Но, по его мнению, рынок не сможет быстро переориентироваться на другие направления.

Пережившая за последнее время немало напастей туриндустрия, казалось бы, уже готова ко всему. Однако авиакатастрофа с А-321 и последовавшая за ней приостановка авиасообщения между Россией и Египтом нанесли такой удар, пережить который смогут не все компании. С лета 2014 года количество продавцов готовых туров сократилось более чем в два раза: с 2000 до 917. Кто из них переживет холодную зиму 2015-2016?

 

Инесса Паперная

Источник: lenta.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

«Ласточка» Екатеринбург — Пермь будет ускорена

Российские железные дороги намерены возобновить зимой движение «Ласточки» Екатеринбург — Пермь. Сейчас билеты продаются на ...