Российские железные дороги намерены увеличить в два с лишним раза с 14 января число маршрутов, на которых действует так называемая система динамического ценообразования, в просторечье именуемая также «динамо». Напомним, что на этих направлениях нет фиксированных цен в вагонах купе и СВ: цены варьируются от и до любых желаемых железнодорожниками значений. Количество таких линий с 14 января возрастет с нынешних 54 до 115, сообщает соб.корр. Travel.ru.
До сих пор среди «динамо»-направлений подавляющее большинство (49 из 54) составляли линии, начинающиеся в Москве или Санкт-Петербурге. После добавления новых маршрутов практически внутренние направления из обеих столиц лишатся фиксированных тарифов в купе и СВ. Кроме того, добавится несколько десятков межрегиональных и даже внутрирегиональных линий.
Новые «динамо»-направления из Москвы: Владивосток, Чита, Красноярск, Приобье, Нижневартовск, Новый Уренгой, Оренбург, Орск, Челябинск, Нижний Тагил, Пермь, Набережные Челны, Псков, Великий Новгород, Старый Оскол, Махачкала, Грозный, Балаково, Берещино — Первомайск, Климов. Напомним, что сейчас без фиксированных тарифов уже работают линии из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Адлер, Кисловодск, Екатеринбург, Волгоград, Воронеж, Смоленск, Самару, Казань, Чебоксары, Архангельск, Мурманск, Астрахань, Владикавказ, Новороссийск, Саратов, Ульяновск, Пензу, Ижевск, Череповец, Петрозаводск, Анапу, Ставрополь, Брянск, Белгород, Курск, Липецк, Тамбов, Киров, Кострому, Северодвинск, Йошкар-Олу и Уфу. Всего с 14 января из Москвы будет 55 таких маршрутов.
Новые «динамо»-направления из Санкт-Петербурга: Екатеринбург, Челябинск, Иваново, Вологда, Брянск, Астрахань, Махачкала. Ранее по этой системе стали работать маршруты из Санкт-Петеребурга в Адлер, Кисловодск, Волгоград, Самару, Воронеж, Нижний Новгород, Новороссийск, Владикавказ, Ижевск, Мурманск, Петрозаводск, Казань, Уфу и Белгород. В сумме с 14 января из Санкт-Петербурга будет 22 таких направлений, считая и московское.
На ту же систему переводятся практически все круглогодичные поезда в Сочи. «Динамическими» становятся поезда между Адлером и Новосибирском, Пермью, Нижним Новгородом, Саратовом и Читой. Ранее, помимо всех московских и петербургских поездов, в ту же систему попали составы из Адлера в Ростов-на-Дону, Кисловодск и Владикавказ, а также между Ростовом-на-Дону и Кисловодском.
Дальний Восток, имевший ранее только один подобный поезд Владивосток — Хабаровск, с 14 января будет практически полностью «динамическим»: в эту систему добавляются поезда из Владивостока в Новосибирск и Советскую Гавань, а также из Хабаровска в Комсомольск-на Амуре и Благовещенск.
На прочих территориях в «динамо»-систему также попадет большинство круглогодичных поездов. С 14 января в нее включены составы из Новосибирска в Белгород, Омск, Кулунду и Бийск, из Иркутска в Забайкальск, Наушки и Усть-Илимск, из Екатеринбурга в Приобье, Оренбург, Новый Уренгой и Устье-Аха (Междуреческий), из Казани в Нижний Новгород и Новый Уренгой, из Нижнего Новгорода в Воркуту, из Тюмени и Волгограда в Нижневартовск, из Нового Уренгоя в Оренбург и Челябинск, из Челябинска в Кисловодск, из Волгограда в Грозный, из Сыктывкара в Усинск, из Архангельска в Котлас, из Уфы в Сибай и наконец, из Читы в Приаргунск.
Таким образом, практически все значимые внутренние маршруты не имеют с 14 января фиксированных тарифов в купе и СВ. Напомним, что «динамо»-система приводит к непредсказуемости цен для пассажира: тариф купе нефирменного поезда может оказаться ниже плацкарта (это случается обычно на старте продаж за 44 дня до отправления, а также по промоакциям и в случаях низкого спроса), а может достигать космических величин — например, в периоды высокого спроса.
Более того, все так называемые фирменные поезда на «динамо»-маршрутах несут для пассажира дополнительную финансовую нагрузку. В них перевозчик применяет трюк: все купейные и СВ-вагоны фирменных поездов имеют категорию так называемой повышенной комфортности, иначе именуемой «вагоны с услугами». Напомним, что эти «услуги» означают навязанное питание (обычно в виде сухого пайка и абсолютно не стоящее взимаемых за это нескольких сотен рублей), а также дорожный набор и газеты — как правило, безнадежно устаревшие и без возможности выбора изданий пассажиром. При этом практически все эти вагоны до введения динамического ценообразования числились совершенно обычными, и билеты в них продавались по стандартной цене без всяких навязанных услуг.
Как известно, со времени начала введения «динамо»-системы в марте 2013 года пассажиропоток дальних поездов РЖД стал стремительно уменьшаться. Процесс идет по нарастающей — уже почти три года практически ежемесячно фиксируется падение перевозок на 5-10% по сравнению с таким же периодом предыдущего года. Возможно, впрочем, что на финансовых результатах падение перевозок не отражается благодаря динамическим тарифам. Правда, полтора года назад в РЖД заявили о снижении среднего купейного тарифа в «динамо»-поездах примерно на 10%.
Источник: travel.ru