Банкротство второго по величине в России авиаперевозчика «Трансаэро», рост курса доллара и евро, ужесточение правил получения шенгенской визы… Потому россияне все активнее отдыхают внутри страны, выбирая такой нераскрученный еще продукт как «ситибрейки» — турне выходного для. Событийный, гастрономические, экологические, паломнические. Лишь бы со сменой привычного места.
«Трансаэро»: небо под запретом
Вторую по размерам авиакомпанию в стране — «Трансаэро», спасать не будут. Такое решение принято на уровне правительства России: долгов у перевозчика оказалось слишком много, чтобы их можно было реструктуризировать (по крайней мере, по схеме, предлагаемой Сбербанком, которого правительство назначило финансовым консультантом в этом процессе). Кроме того, кабинет министров отказался согласовать выделение госгарантий в размере 85 млрд рублей на погашение долгов.
С 1 октября уже невозможно купить новые билеты на рейсы, выполняемые «Трансаэро». Сегодня пассажиров, купивших билеты ранее (и на внутренние, и на международные направления), перевозят благодаря «Аэрофлоту». Всего за сентябрь, по словам гендиректора авиакомпании Виталия Савельева, «Аэрофлот» перевез 700 тысяч чужих пассажиров, потратив на это 5 млрд. рублей (перевозки обанкротившихся перевозчиков субсидируют из федерального бюджета).
На сегодня с билетами на руках остались еще около 650 тысяч человек — все они также будут перевезены (их будут просто подсаживать на незанятые кресла). Предельный срок — 15 декабря. Те пассажиры, которые купили авиабилеты «Трансаэро» на более поздние сроки, вынуждены будут сдать билеты. Деньги им вернут в полном объеме.
Между тем, сама группа «Аэрофлот» (отказавшаяся от выкупа «Трансаэро») уже заявила, что в следующем году начнет реструктуризацию входящих в нее авиакомпаний. На базе «России», «Донавиа» и «Оренбургских авиалиний» будет создан единый региональный перевозчик под брендом «Россия» — его гендиректором станет нынешний глава «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин. Возможно, новому перевозчику передадут часть среднемагистральных бортов, которые сейчас находятся в лизинге у «Трансаэро». —
Сочи станет безвизовым?
— Если банкротство «Трансаэро» произойдет в ближайшие дни, до закрытия летнего сезона, туристический рынок ждет беспрецедентный коллапс. После ухода «Трансаэро» с рынка могут вырасти цены на билеты, — уверена исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майи Ломидзе. Она напоминает, что аналогичная ситуация была с банкротством «АвиаNova» (прекратила полеты с октября 2011 года) и «Московии» (прекратила полеты с сентября 2014 года). Однако тогда речь шла о намного меньшем количестве туристов, нежели в случае с «Трансаэро».
Банкротство второго по величине в России авиаперевозчика вкупе с продолжающимся ростом курса доллара и евро, а также новыми правилами получения шенгенской визы (теперь для этого нужно личное присутствие заявителя) привел к резкому падению спроса на иностранные туры на Новый год. Скажем, количество самостоятельных туристов (которые не покупают туры) на новогодние каникулы уже выросло на 20%.
Это продолжение уже начавшегося тренда. С начала года спрос на внутренние железнодорожные экскурсионные туры (по России) увеличился на 40%. На 20% (в сравнении с прошлым годом) увеличился турпоток в Крым (причем, как показывают опросы, 30% отдыхающих на полуострове ранее предпочитали курорты Западной Европы, а еще около 27% — Турцию и Египет).
А вот среди самых востребованных направлений на Новый год — Москва, Санкт-Петербург и Сочи. Сочи, по убеждению экспертов, уже стал полноценным круглогодичным курортом. Сегодня именно здесь проводятся крупнейшие развлекательные эвенты страны — музыкальные фестивали «Новая волна» и КВН, фестиваль юмора Comedy Club, фестиваль Кубок Федерации по теннису, кинофестиваль «Кинотавр», автогонки Formula-1… К слову, треть покупок авиабилетов на бархатный сезон (с вылетом в сентябре) пришлась именно на Сочи.
Антон Чаблин
Источник: yug.svpressa.ru