Travel.ru провел тест заработавшего весной на полную стартовую мощность нового аэропорта Стамбула и обнаружил, что это весьма нетипичный транспортный узел. Его гигантские размеры принесли множество плюсов и некоторые минусы, которые стоит учитывать при полетах в Стамбул или транзите через него.
Посадка. Хотя аэропорт и переехал на тридцать с лишним километров на северо-запад вдаль от городских кварталов, не все пассажиры остались без захватывающих видов сверху на Стамбул. Низких проходов над центром города больше нет, но преобладающее направление посадок теперь с юга на север, а стало быть, у летящих из России есть неплохие шансы увидеть во время захода центр города и Босфор в левые иллюминаторы. Для этого стоит выбирать места А в самолете.
А вот тем, кто хочет посмотреть из самолета на новый аэропорт, лучше выбирать иллюминаторы правого борта (в большинстве случаев это места F или K). Посадка с юга на ближнюю к терминалу полосу даст отличный вид на терминал, на дальнюю — обзор всего аэродрома. При последующем рулении с любой полосы у пассажиров у правых иллюминаторов лучшие шансы на вид на новый крупнейший в мире терминал.
Впрочем, осознание гигантомании нового аэропорта, скорее всего, быстро придет ко всем пассажирам рейса, ибо руление с дальней полосы до терминала отнимет не менее 12 минут, а к большинству пирсов — 15-25 минут. С ближней полосы процесс займет в среднем минут 7-15. Словом, если время в полете до Стамбула и стало меньше за счет сокращения очередей в воздухе на посадку, то выигрыш будет съеден длительным рулением. Вероятно, что ситуация заметно улучшится примерно через год: после запуска еще одной взлетно-посадочной полосы к северо-востоку от терминала — тогда большинство пассажирских рейсов смогут использовать две ближайшие к терминалу полосы.
Высадка из самолета. Парадокс, но крупно повезет тем пассажирам, чей самолет в Стамбуле поставят на удаленную стоянку (этого в новом аэропорту почти не бывает) или после прилета международного рейса поставят к пирсу внутренних направлений. В этом случае пассажиров автобусами привезут прямо к центру гигантского терминала — сразу к линиям паспортного контроля (для тех, кто направляется в сам Стамбул или прочую Турцию) или контроля безопасности (для тех, кто пересаживается на другой международный рейс).
Тем, кого высадят в телетрап (а это львиная доля пассажиров), везет меньше. Им предстоит проделать тот же пусть пешком, пусть и с частичной помощью траволаторов и эскалаторов. Коротким этот путь будет только от гейтов С и Е (но их в сумме всего 8, и большие самолеты к ним поставить нельзя). Чуть лучше ситуация у пассажиров с гейтов D, где тоже почти нет крупных лайнеров — их путь составит от 200 до 700 метров. Но большинству пассажиров приходится идти от пирсов A, B и F, где паркуют как широкофюзеляжные самолеты, так и часть узкофюзеляжных. В самом лучшем случае им светит полкилометра пешком (для сравнения — это больше полной длины посадочной галереи во Внуково). В худшем путь превысит километр — это гораздо больше, чем от поезда «Аэроэкспресса» до терминала Шереметьево-3 (D). Для прилетевших внутритурецкими рейсами (гейты G) дорога к выходу в город (или к пересадке на международный рейс) тоже неблизкая — в среднем около 700 метров.
Пассажирам, которым трудно передвигаться пешком на подобные дистанции, лучше заранее заказать сопровождение через авиакомпанию. В этом случае преодолеть длинные коридоры аэропорта можно будет на гольф-каре.
Пересадка на другой рейс. Для транзитных пассажиров всё это может быть только полпути — ведь после контроля безопасности в центральной части терминала им придется снова идти в какой-то из пирсов к своему второму самолету. Контроль безопасности в самих пирсах, который сэкономил бы многим из транзитных пассажиров километр-полтора ненужной беготни, доступен лишь тем из них, у кого второй самолет улетает менее, чем через 75 минут. Причем расположены эти дополнительные пункты трансфера довольно неудобно — ближе к концам пирсов, что делает их разумным вариантом лишь для тех, чьи самолеты поставили у ближайших гейтов. Находятся эти пункты у гейтов A5, B8, D17 и F9, но эти данные помогут разве что тем кто очень хорошо знает аэропорт либо заранее вооружился его подробной схемой. Для остальных есть только указатели Short connection international.
Хуже то, что использование этих пунктов Short connection может быть и плохим выбором — порой очередь там больше чем на основном, а для некоторых пассажиров, чей второй самолет будет на противоположном конце терминала, это даже не сокращает путь. Пользоваться ими стоит в трех случаях: если вас высадили в пирс A или B, и ваш второй самолет отправляется из одного из этих двух пирсов; если вас высадили в пирс D и второй самолет тоже из D; если высадили в пирс F и второй самолет тоже из F. Во всех прочих случаях лучше идти к центральным пунктам контроля. Проблема в том, что подавляющему большинству пассажиров очень трудно определить, в какой именно пирс их высадили, особенно в условиях дефицита времени.
Почему в новом аэропорту не предусмотрели более удобные пункты контроля у основания всех пирсов для всех пассажиров — неизвестно. По практически единодушному мнению многих посетителей новостройки, все это сделано лишь для того, чтобы почти все транзитные пассажиры прошли через галерею магазинов в центре терминала.
К сожалению, подобный трюк сильно увеличивает время, необходимое для пересадки и вряд ли повышает выручку в магазинах и кафе — ибо время, которое можно было бы провести за едой или покупками, как раз и съедается этими вынужденными кроссами по терминалу. Возможно, что базовый перевозчик Turkish Airlines, вошедший в число акционеров аэропорта уже после его запуска, сможет поспособствовать организации дополнительных пунктов контроля безопасности для трансферных пассажиров в самих пирсах.
Справедливости ради, и в старом аэропорту Ataturk дорога от и до дальних гейтов тоже могла составлять почти километр — но там это было исключением, а не правилом. В новом аэропорту сам процесс пересадки даже в отсутствие очередей на контроле безопасности и без всяких пауз в кафе и магазинах займет в среднем полчаса (плюс время на саму высадку из первого самолета и время для посадки во второй). Очередей на контроле безопасности, кстати, действительно стало меньше за счет резкого увеличения числа линий досмотра.
Иными словами, чтобы иметь хорошие шансы успеть на пересадочный рейс, не стоит брать стыковки в Стамбуле менее двух часов. А чтобы получить какое-то удовольствие от посещения этого во многом впечатляющего терминала — лучше закладывать не менее трех. Исключение составляют прилеты из стран Евросоюза, США и Канады — эти пассажиры не проходят в Стамбуле повторный досмотр и сразу попадают в зону вылета (но для этого надо сразу после выхода из самолета не подниматься по эскалатору в галерею прилета, а пройти прямо в зону вылета, показав второй посадочный). Для них минимально достаточное время на пересадку можно оценить примерно в полтора часа, комфортное — в два и более часа.
Транзитным пассажирам Turkish Airlines имеет смысл рассмотреть варианты длительной стыковки или даже остановки в Стамбуле на день-два. В первом случае многим из них светит бесплатная экскурсия по Стамбулу (если пересадка пришлась на дневное время), а во втором — бесплатная ночевка в гостинице в центре города (доступно летящим по определенному довольно широкому списку направлений).
Выход в город. Паспортный контроль также заметно ускорился по сравнению со старым аэропортом — тоже за счет увеличения числа линий. После этого пассажиры попадают в гигантский зал выдачи багажа с несколькими десятками багажных лент — и если с лентой не повезет, то до нее и обратно тоже вполне можно пробежать дополнительных полкилометра.
Те, кто не занят багажом, могут посетить находящиеся там же большие магазины Duty Free с традиционным и весьма широким выбором товаров. Либо обратить внимание на расклеенные на колоннах баннеры с описаниями автобусных маршрутов из аэропорта.
Выход в публичную зону — через зеленый или красный таможенные коридоры. Публичная зона прилета — широкий коридор длиной около 550 метров, утыканный офисами турагентств, служб бронирования отелей и тому подобным — и там заметно больше порядка, чем в старом аэропорту. Доступны также ряд кафе различного формата. Городской туристический офис почему-то работает лишь с середины утра до вечера, хотя туристы прибывают круглосуточно (в нерабочие часы от него, правда, тоже есть польза — там можно зарядить телефон). Впрочем, лучшая часть зоны прилета находится снаружи.
Если выйти из терминала на уровне прилета, попадаешь в небольшой сад с пока еще небольшими деревцами, газонами, лавочками и прочим. Если пройти чуть дальше, откроется вид на будущий город-сад — изогнутые аллеи, ведущие к пока еще строящимся отелям, бизнес-центрам и прочему. Из всего будущего аэропорт-сити сейчас четко видна одна лишь мечеть, остальное пока лишь на уровне фундаментов. Выходя на улицу, стоит помнить, что обратный вход в терминал, если он требуется — только через входной контроль безопасности, и он в Турции более въедливый, чем в России.
Один отель, впрочем, уже работает в самом терминале. Yotel на уровне вылета имеет 451 сверхкомпактных номеров (сотня из которых находятся уже за линией паспортного контроля, именуются YotelAir и предназначены в основном для транзитных пассажиров). Ввиду отсутствия конкуренции цены немаленькие: для номеров в публичной зоне тарифы начинаются от 119 евро, в чистой зоне — от 151 евро. Других гостиниц нигде поблизости от аэропорта нет, и вероятно, не будет еще пару лет.
Транспорт в город. Транспорт — это то, в чем новый аэропорт радикально выигрывает у старого, даже несмотря на временное отсутствие метро, которое откроется не ранее 2020 года. Правда, транспорт немного спрятан: на уровне прилета доступны только такси, к которым часто стоит очередь и эта очередь порой превышает сотню человек. Но если очередь невелика, то такси может быть хорошим вариантом, особенно для нескольких человек. Цена до центра города составляет примерно 100-120 турецких лир (15-18 евро), в азиатскую часть Стамбула несколько дороже. Дорога в центр займет от 40 минут — а далее все зависит от пробок в самом центре. Несмотря на удаленность нового аэропорта, во многие места Стамбула доехать из него можно быстрее, чем из старого — благодаря широким и пока пустым автострадам.
Все прочие виды транспорта — рейсовые и туристические автобусы, различные шаттлы и трансферы, частные автомобили — доступны на подземном уровне (спуститься можно как внутри терминала, так и с улицы). Спускаясь, можно заметить многоярусные парковки — около 18 тысяч крытых парковочных мест находятся у самого терминала, но спрятаны они так, что почти не портят вид на здание.
Те, кто решил сэкономить и доехать автобусом, имеют на выбор сразу 18 маршрутов. Шесть из них — H1, H2, H3, H4, H6 и H7 — на вид обычные городские желтые автобусы. Однако в реальности все они экспрессы с единичными остановками и нередко могут довезти почти столь же быстро, как такси. Стоят они всего 5,4 лиры (0,8 евро), но они служат больше для связи с аэропортом районов запада города. В относительный центр следует лишь один из этих маршрутов — круглосуточный автобус H2 везет до транспортного узла Mecidiyekoy в районе Шишли неподалеку от одноименной станции метро. Остальные могут довезти лишь до станций метро в весьма удаленных от центра районах европейской части Стамбула, при этом маршруты H3 и H4 не работают ночью.
Двенадцать остальных маршрутов, с номерами от IST-1 до IST-19, обслуживаются автобусами междугородного типа с розетками, интернетом и мягкими креслами. Это тоже экспрессы, ходят они во множество районов города (только в различные части центра европейской части — 4 маршрута). Цена до центра — 18 лир (2,7 евро), в другие части европейской половины города дешевле, в удаленную часть азиатской половины и аэропорт Sabiha Gokcen — 30 лир (4,5 евро). Интервал днем на большинстве линий 15-30 минут, ночью — от получаса до 2 часов. Напомним, что в старом аэропорту метро было доступно лишь до полуночи, немногочисленные автобусы — примерно до часа ночи, а большинство районов города вообще не имело никакой прямой связи с аэропортом.
Во всех автобусах проще всего платить карточкой Istanbulkart, она же работает на всем прочем городском транспорте и дает большие скидки по сравнению с разовыми билетами. Купить или пополнить Istanbulkart можно в автоматах у платформ отправления автобусов, в том числе с помощью банковской карточки. Там же приведены списки маршрутов и цен на них. Расписания (только с конечных точек) доступны на сайтах www.iett.istanbul и www.hava.ist, на последнем также доступна карта с указанием остановок экспрессов IST в городе.
Прочие сервисы. Часть обычных для аэропортов сервисов может еще быть недоступна — например, камера хранения открылась лишь через пару месяцев после полного запуска аэропорта. Курс обмена наличной валюты в новом аэропорту столь же плох, как и в старом — во всех случаях лучше снять турецкие лиры в банкомате. Либо можно обменять в аэропорту лишь небольшую сумму наличных, достаточную только на дорогу в город, а основной обмен делать уже там.
С интернет-доступом могут быть проблемы: обычное подключение к аэропортовому Wi-Fi требует наличия турецкой sim-карты. По отзывам некоторых пассажиров, помочь может скачивание аэропортового мобильного приложения и регистрация в нем заранее еще дома. Но и в этом случае бесплатный доступ лимитирован одним часом.
В новый аэропорт на данный момент совершаются все стамбульские рейсы из России, кроме выполняемых компаниями Pegasus Airlines и «Победа». В новый аэропорт летают Turkish Airlines, для которой это новый главный хаб, «Аэрофлот», AtlasGlobal, OnurAir и большинство крупных зарубежных перевозчиков — словом, все те, кто ранее летал в аэропорт Ataturk, который теперь закрыт для пассажирских рейсов.
Фотогалерея уровня прилета нового аэропорта Стамбула доступна на странице Travel.ru в Facebook. Тест процесса вылета из нового аэропорта будет опубликован на Travel.ru в ближайшие дни.
Источник: travel.ru