Какие могут быть ожидания от поездки на поезде в стране Юго-Восточной Азии?
Сколько человек набивается в одно купе? Есть ли там вообще туалеты? Стоя придется спать или сидя, вцепившись в свои вещи? Вагон-ресторан? Здесь есть вагон-ресторан? А что в нем готовят?
И вот, в первую же ночь после прилета во Вьетнам мы отправились на центральный железнодорожный вокзал Ханоя получать ответы на эти вопросы — нам предстоял первый из множества переездов по стране — на самый север, в провинцию Лаокай к китайской границе
Переезды неотъемлемая часть любого путешествия. Во время переездов по стране ты получаешь массу новых впечатлений, знакомишься с людьми, видишь нетуристические стороны места, по которому путешествуешь и просто обычную жизнь этой страны.
В этом путешествии по Вьетнаму нам предстоит множество переездов всеми возможными видами транспорта — велорикшами и мотобайками, машинами и рейсовыми автобусами, рыбацкими лодками и большим кораблем с 5-ти звездочными каютами, самолетами внутренних авиалиний и поездами.
С поезда мы и начали в первый же день.
Без двадцати девять вечера, центральный вокзал Ханоя, который называется Га Ханой.
Отсюда отправляется наш ночной поезд SP-1 Ханой-Лаокай, который отвезет нас на самый север Вьетнама.
Так выглядят билеты на наш поезд.
Сразу скажу, что SP-1 — это самый комфортабельный тип поездов (первого класса), который курсирует по Вьетнаму. Существует еще SP-2 (второго класса). На него и билеты дешевле, и условия … попроще мягко говоря.
Расстояние от Ханоя до Лаокай примерно 400 километров, поезд отправляется в 21.15, а прибывает на конечную станцию в 06.30. Наш билет стоит около 40 долларов на одно человека в одну сторону и это по местным меркам очень очень дорого и сами билеты на вокзале купить невозможно. Почему? Я объясню чуть ниже.
Идя по переходу к своей платформе увидел сцену, как проводники загружают в вагон свежее постельное белье.
Делают они это прямо через окно вагона. Почему? Потому что это единственно возможный способ. Проход по вагону и двери узкие настолько, что большие тюки с простынями и пододеяльниками просто не пройдут)
А на крыше вагона уже ждут…
Трое парней удобно устроились на установке для кондиционирования вагона
Нас встречает улыбчивый проводник. Пока я его фотографирую, Саша с трудом пытается протиснуться в узкую дверь вагона. Кроме шуток, с рюкзаком на плече он проходил в нее толчком, с небольшим разгоном)
Проход в купейном вагоне.
Сказать, что он узкий — ничего не сказать. Двум людям здесь не разминуться вообще никак, а багаж по пути в свое купе нужно толкать перед собой. Если чемодан не очень большой… Большой попросту не пройдет.
А это наше купе. По классу оно аналог спального вагона в наших поездах.
Всего четыре полки, деревянная обшивка внутри, занавески на окнах, чистая застеленная постель, кондиционер, электрически розетки и по бутылочке воды на каждого пассажира. Это условия вагона-люкс во вьетнамском поезде SP-1.
Я уже говорил, что в обычной вокзальной кассе билеты в этот вагон купить невозможно. Почему? Потому что эти вагоны повышенной комфортности не принадлежат железной дороге, они частные и билеты на них продаются только в специальных букинг-офисах. И стоят целых 40 долларов!
Чем они отличаются от обычных вагонов поезда первого класса? Давайте сходим посмотрим.
Переходим в обычный вагон.
Сразу заметна совершенно другая отделка — вместо деревянных панелей обычный пластик.
Проход такой же узкий, стимулирующий к спортивному образу жизни
А это обычное вьетнамское купе в поезде первого класса.
И если в отличие от нашего СВ, вьетнамский СВ имеет не два, а четыре спальных места, то купе имеет шесть на трех полках.
Как говорится, путешествуйте с комфортом поездами ВЖД)
В нашем составе были только купейные вагоны, только разных классов — на 4 места и на 6.
Плацкартные вагоны ездят в поездах SP-2
Туалет вьетнамского поезда первого класса.
Никакой воды на полу и черноты на стенах, как часто это бывает в наших купейных вагонах
А это туалет в вагоне с 6-местными купе.
Здесь просто дырка в полу. Все понимают, что здесь важно везение, чтобы в вагоне не оказалось пассажира, у которого проблемы с животом…
Умывальник. Он расположен не в туалетном купе, а напротив него в коридоре, так что если вы хотите утром умыться, не нужно ждать пока кто-то сначала разберется со своим несварением желудка.
В вагоне-купе с тремя полками умывальник на две чашки, т.к. людей в вагоне едет больше.
Рядом бойлер с холодной водой и кипятком.
Сразу вспоминаются наши допотопные бойлеры напротив купе проводника.
Видите снова пластмассовый стульчик? И на 7 фото он был.
Это место проводника.
Да-да, не два купе как у нас — служебное на два спальных места и купе, где проводник сидит в обычное время, а просто стульчик. Отдельного купе, в которое еще можно умудряться продать место, у вьетнамского проводника нет.
Хотя спать проводнику нужно, и у него таки есть место для этого, о чем красноречиво говорит эта табличка.
Вот только спальное место представляет из себя очень узкую нишу на уровне пола, которая расположена под шкафами с электрооборудованием вагона
В 13-м вагоне не один огнетушитель, а сразу два.
Вьетнамцы очень суеверны
Начальник поезда проводит обход вагонов.
Проводники почти не сидят на своем стульчике.
В свободное время они постоянно протирают шваброй пол в вагоне и туалете…
Так же, как и в наших поездах, здесь по вагонам ходят продавцы пива и воды.
С ходу они заявляют высокую цену, но если хорошо поторговаться, отдадут со скидкой)
Пиво куплено и Саша Косенко рассказывает о местных поездах…
Я не смог отказать себе в удовольствии посетить вьетнамский вагон-ресторан.
Через два часа после отправления поезда людей здесь не много и все посетители — иностранцы.
Вообще, нужно сказать, что большинство пассажиров поезда оказались иностранцами, которые едут в Сапа — в просто невероятно красивое место и легко могут себе позволить билет за 30-40 долларов.
А вот и проводники, коротающие время в своих смартфонах.
В своих вагонах им сидеть не хочется, ведь придется тут же браться за швабру, вот они и тусят в вагоне-ресторане
Саша троллит местного шеф-повара, сделав ему замечание, что у него слишком маленький живот, как для повара.
Вьетнамец с этим не согласен, и говорит, что живот у него хороший и кормит он в вагоне-ресторане хорошо
Идем к нему на кухню…
В меню только одно блюдо — суп с лапшой и шпинатом.
Повар ставит на огонь воду, бросает туда шпинат и ищет на полке лапшу….
Пять минут, суп с лапшой и шпинатом готов.
Нужно сказать, очень вкусно!
В общем, первый визит в вагон-ресторан оказался не провальным)
Вьетнамцы безумно любят фотографироваться, особенно с европейцами.
Делаем селфи на память с вьетнамскими проводниками
Шесть утра, Лаокай.
Здесь довольно прохладно и время от времени льет дождь.
Что ж, это Вьетнам, здесь это нормально
А напротив нашего поезда стоит SP-2.
Отличается он, конечно, заметно.
Стекла? Нееет, стекла на окнах — это дорого!
Мелкая сетка — самое оно. Возможно, нам еще доведется проехаться и здесь, как раз среди толп вьетнамцев…
Центральный железнодорожный вокзал Лаокай значительно отличается от ханойского…
Это самый север Вьетнама. Отсюда нам еще около часа ехать до Са Па, где проведем два следующих дня…
Источник: travel.ru