Видимо ради рифмы Николай Расторгуев воспел "Расею от Волги и до Енисея". Такой жалкий клочок суши даже сегодня россиянам покажется издевательством (кому-то, впрочем, и мечтой), и присниться может только в кошмаре. Но на протяжении истории страны территория, так или иначе подконтрольная русским, была куда больше даже чем теперешняя. Про бывший СССР знают, наверное, все, кроме отдельных нынешних студентов. Да и про Варшавский блок тоже. Но были и куда более экзотические места, куда дотягивались руки империи. Кусочки Ирана, Северной Америки, Турции, Китая. В последнем известно как минимум три города, осязаемо связанных с Россией, — Харбин, Далянь и Порт-Артур. Последние два хоть и слились формально в один город, всё равно ощутимо разные. В этом посте — колониальное наследие непосредственно Даляня (в бытность русским — Дальнего). Наследие, впрочем, не только наше, но и японское. Всё ж таки японцы повладели им подольше и наследили тут посильнее…
Японско-русские следы в Даляне раскиданы неравномерно. Их можно найти порой в достаточно неожиданных местах. Но начнём мы с самого что ни на есть каноничного места — центральной площади города, Zhongshan Square. Именно на ней мы остановились в первом рассказе, где гуляли по современному центру Даляня. Площадь заложена русскими, под именем Николаевской. Но по иронии судьбы, главной она стала уже для японского Дайрена (именно так назывался город во времена японской оккупации). Единственное здание на этой площади, отсылающее к России, относится уже к советскому периоду. Я говорю про Народный дом культуры, построенный в 1951-м советскими архитекторами. Китайцы его, конечно, немного подукрасили в своей манере, но всё равно заметно его родство с сотнями ДК, разбросанных по территории бывшего СССР:
Все здания на этой площади достойны внимания. Осмотрим подробно каждое из них, а заодно вкратце вспомним историю города. Он основан русскими в 1898-м на территории, взятой в аренду у ослабленного Китая. Несмотря на то, что взамен Российская империя обязалась оказывать военное содействие раздираемой на части империи Цин, это соглашение часто называют невыгодным для Китая и навязанным. Иные китайские источники без доли стеснения называют это "оккупацией".
Как и советский дом культуры, это здание не изменило своего предназначения. Построено японцами как банк в 1910-м. Банком и осталось, только другим, китайским.
До 1898-го на месте сегодняшнего мегаполиса Даляня были только китайские рыбацкие деревушки. Но существовали они там, если китайские источники не врут, уже 6000 лет. Количество китайских династий и субэтносов, владевших данными территориями на протяжении этого времени, близко к десятке. Помимо непосредственно ханьцев, например, господствовали здесь на разных этапах и маньчжуры, и монголы.
Ещё одно здание, построенное японцами для банковской сферы (1909). С 1945-го по 1955-й (т.е. в годы второго "русского" периода) использовалось как отделение Дальневосточного банка СССР. Китайцы разместили в нём филиал своего главного банка — bank of China, дополнив его в 2005-м стеклянным небоскрёбом (на заднем плане). Отрадно, что даже при явном функциональном несоответствии современным требованиям, его рушить не стали. На мой взгляд, это одно из самых красивых зданий Даляня.
Имя городу дали по созвучности с китайским названием залива Даляньвань, на берегу которого его основали. Где-то прочитал легенду, согласно которой название новому городу придумывали на совещании у императора. Пока заискивающие подчинённые перебирали всякие "Николаевски", "Александровски" и "Спасски", кто-то (возможно, министр финансов Витте) предложил назвать его Дальним, что и по смыслу подходит, и с местной топонимикой созвучно. Царь сказал что-то вроде: "Пусть будет Дальний. Неизвестно, сколько мы там продержимся". Как в воду глядел…
Японское здание далянского отделения банка Кореи (1920), ныне занято одним из китайских банков. Обратите, кстати, внимание на логотип банка на фасаде. У многих китайских организаций логотипы — однотипные, отличающиеся деталями. Имеется в виду круг с узорами внутри, которые, в свою очередь, что-либо символизируют. Например, аналогичный, но другой символ можно наблюдать на предыдущем фото, у Bank of China.
Город затевался русским правительством как большой торговый порт. Более удобный Порт-Артур, расположенный по соседству, было решено использовать только в военных целях. До Дальнего дотянули Китайско-Восточную железную дорогу. В его проектирование и строительство вложили немаленькую сумму, застраивая его наподобие лучших европейских городов.
Старейшее здание на площади Zhongshan — отделение полиции времён японского Дайрена (1908). До недавнего времени его занимал филиал американского Citibank’а. Сейчас его, судя по всему, выселила отсюда одна из местных финансовых компаний.
Россия продержалась тут лишь семь лет, не успев даже закончить начатое строительство. За это время Дальний уже успел поработать портом. Причём в разных источниках совершенно по-разному оценивают его эффективность. То ли он не оправдал надежд, то ли наоборот стал одним из крупнейших на побережье, оттянув на себя транспортные потоки из Владивостока. Но и эти семь лет не были безоблачными. Значительная часть населения измученного колониальными войнами Китая не была рада очередным европейским гостям, да и среди местной власти далеко не все стремились соблюдать заключенный договор. Во время "восстания ихэтуаней", являвшимся, по сути, неудавшейся народно-освободительной войной Китая против колонистов, Дальний и Порт-Артур находились без пяти минут на осадном положении.
Здание японского отеля "Ямато" (1914) по-прежнему используется по назначению. Только название, само собой, изменилось:
В 1904-м сюда пришла печально известная русско-японская война. Город был взят японцами, причём без особых разрушений. Выстроенную русскими инфраструктуру они использовали, чтобы добить Россию в той войне. Сам город они продолжили строить по русскому плану, благодаря чему он и получил свой сегодняшний облик.
Здание мэрии Дайрена (1919) сегодня также занято банком:
В 1945-м Россия вновь вернулась сюда, выгнав японцев с материка. Город опять получил статус арендованного у Китая, а в 1950-м его окончательно и безвозмездно передали КНР. Ну а дальше строительство коммунизма, культурная революция, реформы Дэн Сяопина и создание здесь одной из 14 в Китае особых экономических зон, открытых для иностранных инвестиций. Современное благополучие и чистоту города на фоне остального Китая связывают с именем Бо Силая — мэра Даляня, руководившего им в 90-е. Сейчас он, впрочем, отбывает пожизненное.
На соседней площади Дружбы, которую я показывал в первой части, тоже нашлось одно старое здание — бывшая протестантская церковь, которую сейчас занимает KFC. Получается, оно по-прежнему служит западному миру, только в другой роли:
Ещё несколько построек в центре, информации о которых уже никак не найдёшь:
Это вообще похоже на какую-нибудь библиотеку или ДК в российском провинциальном городе средних размеров:
Это старое здание на одном из центральных проспектов города — бывшая дирекция Южно-Маньчжурской железной дороги, его центральный фасад:
А это одно из его крыльев. Здание огромное, как какой-нибудь дворец. Оно уже японского периода, хотя сама железная дорога была построена русскими.
Ну а сейчас здесь всё китайское. Если о стране производства паровоза, стоящего неподалёку, ещё можно подискутировать, то партийное украшение на его носу сомнений о нынешней его принадлежности не оставляет.
Тоже, судя по всему, японские следы:
Теперь перенесёмся немного в сторону от центра, за железную дорогу. Есть там такое место, называемое "улицей русского колорита". На подходе к ней привлекает внимание синяя постройка с большой вывеской на русском — "кабачок для моряков". Раньше, говорят, здесь потчевали русской кухней, а сейчас кабачок выглядит закрытым. Во многом ориентированный на русских туристов Далянь, а уж тем более приграничные с РФ городки, перестраиваются на новые рельсы. Из-за кризиса бешеный поток русских туристов с Дальнего Востока, готовых скупать весь китайский шлак оптом, сменился на тоненький ручеёк прижимистых отпускников. Русские надписи и русскоговорящие гиды стали менее востребованы, зато во Владивостоке — прямо противоположная картина. Но про Владивосток я ещё буду писать отдельно.
Открывает русскую улицу здание пароходства КВЖД. Построено русскими в 1902-м. В 1997-м китайцы его реконструировали, и сейчас в здании расположена художественная галерея. Забавно, что наиболее адекватную информацию о Даляне и его зданиях можно найти на англоязычных ресурсах. По русскому сегменту об истории Даляня гуляет множество искажённой и противоречащей самой себе информации (допустим, зданием пароходства часто называют мэрию, которая будет дальше). Китайский же интернет заинтересован в основном современными площадями, аквапарками и торговыми центрами. История, тем более русская и японская, его мало волнует.
Когда-то здесь был административный центр русского Дальнего. Небольшое количество зданий того периода сохранилось, и в 2000-е китайцы организовали тут пешеходную улицу. Часть домов была снесена, часть — реконструирована в китайской стилистике, в худшем смысле этого слова. На пустых местах построили стилизации под русские здания.
Во всех путеводителях твердят, что для этого приглашали хабаровских архитекторов. Хотя каких именно — никто не знает. Мало ли в хабаровских ВУЗах китайских студентов учится… Ещё существует легенда, что название "улица русского колорита" придумал не кто-нибудь, а Б.Н. Ельцин, во время личного визита в Далянь.
Это на первый взгляд обыденное для Китая здание гостиницы привлекло меня зубцами под московский кремль по карнизу. Ну и ладно, чёрт бы с ним, мало ли китайцы над архитектурой издеваются, тем более в преддверии "улицы русского колорита". Но покопавшись в интернете, обнаружил, что когда-то оно представляло собой копию исторического музея в Москве и как бы открывало русскую улицу. А потом его обшили кремовым сайдингом, убив всю схожесть, но сохранив башенки и зубцы, которые теперь выглядят ещё более нелепо. Зачем было сначала копировать, а потом переделывать вот так?
С трудом удалось найти фото до реконструкции. Взято отсюда: victoria-dalian.com/otdyh-v-dalyane/ulitsy/.
И ещё одно здание, предположительно российское. В отличие от остальных, его не отколхозили, а сохранили в приличном состоянии. Возможно, за счёт того, что в нём располагаются современные китайские железнодорожники:
Источник: travel.ru