В нескольких километрах от Суздаля расположилось село Кидекша, прославившееся своим архитектурным ансамблем, частью которого является первая белокаменная церковь на Северо-Востоке Руси. Туристов возят сюда крайне редко. Вероятно, Суздаль, богатый на достопримечательности и исторические артефакты, считается наиболее интересным, и притягивает всё внимание к себе. Сюда же добираются, как правило, единицы. И, наверное, отчасти поэтому мы и решили заглянуть сюда на пару часов:
Как я уже сказал, само село находится совсем близко, в 4 км к востоку от Суздаля. Однако, неожиданно перед нами сразу встал вопрос — как до туда добираться. Вроде бы ходят рейсовые автобусы, нет недостатка в такси и прочих желающих подзаработать. Но, надо признаться, финансовые возможности были уже порядком истощены, а автобусную остановку с маршрутом до Кидекши (кстати, ударение правильно ставить на первый слог) мы так и не отыскали. Решили идти пешком:
Дорога, абсолютно пустынная. За всё время нашего движения по направлению к Кидекше, мимо нас проехало лишь несколько автомашин и ни одного автобуса. И, наконец, спустя сравнительно небольшое время мы уже входили в село:
Что сразу бросилось в глаза — это аккуратные домики по обеим сторонам дороги:
Фасады украшены разнообразными орнаментами и изображениями животных и птиц. Имеется даже олимпийская символика:
Практически каждый выстроен в исконно русском стиле. Вокруг всё подчёркнуто чисто и опрятно. Не село, а музей русского быта XVIII-XIX веков, разве что спутниковые тарелки с окон убрать:
Кое-где эту атмосферу аутентичности разбавляет автотранспорт местных жильцов, но и он как-то органично вписывается в общую картину музея под открытым небом:
У калиток бегают пернатые существа. Наверное, единственные живые существа на всём протяжении дороги к Борисоглебскому храму. Повторюсь, село как-будто выставочное, музейное что-ли…
На подходе к церкви установлен небольшой мемориал павшим воинам в годы Великой Отечественной войны. В те годы на фронт из этого небольшого поселения ушло практически всё мужское население, почти 500 человек. Не вернулись 154 бойца:
А мы, наконец, подходим к главному архитектурному ансамблю Кидекши — церкви Бориса и Глеба постройки 1152 года, т.е. ещё практически за 100 лет до прихода на Русь монголов.
Именно на этом месте, согласно легенде, в начале XI века произошла встреча двух братьев, будущих страстотерпцев, первых русских святых князей Бориса и Глеба, убитых (опять по той же легенде) своим братом Святополком, прозванным за это Окаянным. Хотя, в истории с убийством полно темных пятен и скорее вопросов, чем ответов. Как говорили древние римляне — Is fecit cui prodest (сделал тот, кому выгодно), а Святополку, как раз, выгоды в этом не было никакой. Не соперники братья ему были, а даже очень наоборот. Из всех братьев именно Борис и Глеб признали старшинство Святополка и не претендовали на киевский престол:
Но вернёмся к храму.
Сегодня достоверно известно, что белый камень, из которого была выстроена церковь, привозили из каменоломен близ Москвы. Этим она тоже уникальна. До этого из камня церкви не строили, ни в Киеве, ни в Константинополе. Там при строительстве использовали плинфу — тонкий обожженный кирпич. Поэтому, наряду со Спасо-Преображенским собором в Переславле-Залесском этот храм является наиболее ранней белокаменной постройкой Северо-восточной Руси.
Изначально он был сходен по архитектуре с Дмитриевским собором во Владимире и храмом Покрова на Нерли. Но в конце XVI века глава и часть сводов рухнули. По преданию, царь Иван Васильевич, по прозвищу Грозный, проходя через Кидекшу с войском на Казань и нуждаясь в свинце для снарядов, снял с местного монастыря свинцовую кровлю. А впоследствии взамен ее вместе с другими вкладами из Печерской обители приказал передать церкви колокол весом 30 пудов. Вот этого колокола, говорят, церковь и не выдержала. В 1660 году храм восстановили. Эта реставрация XVII века сильно изменила его облик:
Сейчас церковь не действующая. В ней находится музейная экспозиция, рассказывающая о временах Юрия Долгорукого в Кидекше. Также внутри можно увидеть разные старинные фрески. А с 1992 года церковь Бориса и Глеба, наряду с памятниками Владимира и Суздаля, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО:
Совсем рядом с храмом высится ещё одно знаковое сооружение этих мест — знаменитая «Падающая» колокольня, по сути, аналог Пизанской башни. В мире существует много падающих башен. Есть такая и в Кидекше. По преданию, колокольня наклонилась еще при строительстве. Рассказывают, что в этом месте когда-то находился подземный ход, ведущий от княжеского дворца к реке. К тому времени как начали строительство колокольни, дворец уже был разрушен, а тех, кто знал о подземном ходе, в живых, естественно, не осталось. И надо же было такому случиться, что при строительстве часть фундамента попала как раз над ходом, и колокольня начала крениться, оседая одной стороной. Исправить положение не получилось, тогда колокольню немного «выровняли» за счет макушки.
Так это или не так, не известно, но если присмотреться, то можно заметить, что окончание шатра немного отклонено от оси самой колокольни. Исследования показали, что и сегодня выправить ее очень сложно, даже имея в распоряжении самые современные технологии и материалы. Кстати, здесь долгое время находился древний колокол, тот который подарил Кидекше Иван Грозный.
Строили эту колокольню в XVIII веке. По своему стилю она относится к шатровым, но специалисты считают, что она сильно отличается от тех, которые в то время строили в Суздале. Сейчас подняться на колокольню нельзя. В целях безопасности она, к сожалению, закрыта:
А вот как раз действующий храм — церковь Святого Стефана (1780 год) построена как зимняя «в пару» к церкви Бориса и Глеба. Очень скромная, с единственным куполом на кубическом основании она относятся к Владимирской епархии, и в ней регулярно проводятся службы:
По большому счету это всё, что можно посмотреть в Кидекше. Конечно, можно ещё погулять по селу, спуститься к реке, просто посидеть на берегу. Но мы решили потратить это время на пеший поход к ещё одному интересному месту в окрестностях Суздаля — району Михали, где красуется Церковь Михаила Архангела XVIII века. Очень красивое сооружение! Ещё в самый первый день, когда ехали по направлению к Суздалю, с дороги заметил как ярко сверкают храмовые купола. В общем, не могли не посетить.
Здесь всё рядом, даже отдельно стоящие сёла, поэтому от Кидекши можно также дойти до Михалей своих ходом, т.е. пешком. А чтобы путь не был так утомителен, можно подкрепиться в очень неплохой едальне, под названием «Трактир». Точные цены на конкретные блюда уже не вспомню, но сравнительно недорого, а интерьер, с панорамными окнами… Вот это запомнится надолго! Жаль нет снимка в подтверждение:
Михали — исторический район города Суздаля, богатый своими достопримечательностями и археологическими находками. В древности на месте, где река Мжара впадает в Каменку, располагалась слобода, принадлежавшая сыну Юрия Долгорукого, великому Владимиро-Суздальскому князю Михалке отчего и получила свое название — Михайловская.
Напротив слободы расположен большой луг, который окружен с трёх сторон руслом Каменки. Когда в XV веке на месте слободы образовалось село Михайловское, оно и этот луг принадлежали церкви и только потом отошли к городу:
Самая высокая из трех церквей в Михалях — церковь Михаила Архангела (1769 год), «летний» пятиглавый храм с колокольней. Рядом с ней — более поздняя маленькая церковь Флора и Лавра (1803 года). Это скорее стилизация под классические «теплые» храмы Суздаля:
Кстати, надо сказать, что вход на территорию свободный, но всех посетителей тут же встречают какие-то люди и сообщают, что осматривать церкви можно только в их присутствии. Не очень это приятно, к тому же, как рассказывают, они потом ещё и требуют дополнительные «пожертвования» после своих «экскурсий». Якобы на нужды храмов:
После некоторых препирательств от их «услуг» мы отказались, поэтому гуляли только по территории. Благо здесь и так есть на что посмотреть. Колокольня снизу поистине кажется монументальной! Сразу отмечается сходство с Преподобенской колокольней Ризположенского монастыря. Тот же стиль классицизм, та же композиция и декор:
Помимо церквей на территории располагается также Суздальский православный лицей им. святителя Арсения Элассонского, работающий как православная школа с полным пансионом уже в течение 11 лет (с 2004 года). Отсюда немалое количество детей вокруг (особенно на переменах):
Ну и последний, третий храм в Михалях — это Церковь Александра Невского. Практически единственный сохранившийся храм в псевдорусском стиле в Суздале. Он ближе всех расположен к главной улице города — Михайловской, позади церквей Флора и Лавра и Архангела Михаила. Это здание самое молодое в этом храмовом комплексе. Оно строилось в конце XIX — начале XX веков:
Все три церкви сильно пострадали во время советской власти и были отреставрированы совсем недавно. Даже неискушенному посетителю сразу заметно, что здания подремонтировали только-только, ощущение, будто покраска на стенах ещё не высохла. И всё же, думается, не нужно выпрашивать «пожертвования» у входа, так как пусть небольшой, но осадок от этого остаётся:
Вид на центральную часть Суздаля от изгороди района Михали:
Такой была наша поездка в этот древний город на Каменке. Город, которому скоро исполнится 1000 лет. Сегодня это уже не центр русских земель, каким был в XII веке, и нет той княжеской величественности, которая поражала умы вновь прибывших туда. Но многое, очень многое дошло и до наших дней. Это действительно настоящий бриллиант в том Золотом кольце России, что так манит иностранцев. Обидно, что соотечественники не особо жалуют поездки в такие места. Хотя, как показывают последние годы, ситуация начинает постепенно меняться в лучшую сторону. Хотелось бы, чтобы это было не только следствием экономических неурядиц.
Источник: travel.ru