В Киото есть два символа светской власти — императорский дворец и замок военных правителей Японии — сёгунов. Дворец — довольно скучный и не очень большой, он значительно уступает Нидзё, сёгунскому замку. Что, кстати, отлично показывает баланс сил, сложившийся в Японии в 17-19 веках, когда император был скорее декоративной фигурой, а реальная власть принадлежала сёгуну.
Наиболее мощной фигурой из всех сёгунов считается Токугава Иэясу, основатель великой династии Токугава, правившей Японией два с половиной века. В 1600-ом году он стал фактическим главой страны и сразу же приказал основать свой замок в имперской столице — Киото.
Строительство замка, который должен был стать символом мощи сёгуна, началось уже в 1601 году, в паре километров от императорского дворца — чтобы формальный правитель был всегда под присмотром. Однако Токугава, памятуя о недавних битвах за власть, решил сделать замок укреплённым по всей науке — с двумя кольцами стен, сторожевыми башнями и широким рвом с водой.
Строительство началось ударными темпами — Токугава повелел всем феодалам присылать в Киото рабочих, мастеров и строительные материалы. Ослушаться не посмел никто.
Уже в 1603 году замок стал пригодным для проживания — именно здесь состоялась торжественная церемония принятия Токугавой Иэясу от императора титула «Великого сёгуна, завоевателя варваров».
Впрочем, сразу после церемонии Токугава охладел и к замку, и вообще к Киото. Фактическая столица Японии переместилась в Эдо, нынешний Токио, ознаменовав начало «периода Эдо» в японской истории. А замок Нидзё потихоньку достраивали 25 лет и закончили уже после смерти основателя династии.
По иронии судьбы именно здесь, в замке Нидзё, и завершилась история династии Токугава и вообще японского сёгунства. Спустя два с половиной века, в 1867 году, состоялось отречение 15-ого сёгуна Токугавы Ёсинобу и возвращение власти императору. Своё официальное заявление последний сёгун подписывал в том же замке, где его предок, первый сёгун, принимал титул.
Замок перешёл во владение императора и стал резиденцией нового правительства Японии. В стране происходили события, известные историкам как «реставрация Мэйдзи».
Обратите внимание на золотые цветки на воротах — это хризантемы, символы императорской власти. Как только замок перешёл императору, все знаки Токугавы — трилистники — немедленно сбили отовсюду и заменили их золотыми хризантемами.
Остальные элементы декора, вполне нейтральные птички и деревья, остались нетронутыми.
Эта деревянная резьба, кстати, меня впечатлила. Можно долго-долго стоять и рассматривать сюжеты на каждом панно.
Помещения замка открыты для посетителей, однако фотографировать там почему-то запрещено. Не сказать, чтобы внутри было что-то особенное — если ты видел один традиционный японский интерьер, можно считать, что ты видел их все. 😉 Желающие могут глянуть старенький сериал «Сёгун» — многие внутренние сцены в нём снимались именно здесь. Из забавностей можно отметить разве что «соловьиные полы» — когда ходишь, то дощечки скрипят специально для того, чтобы никто не мог тайно пробраться в замок.
Территория замка весьма обширна — 275 тысяч квадратных метров. Здесь можно не спеша и со вкусом гулять, любуясь пейзажами.
Сады Нидзё обустраивались с японской обстоятельностью и неторопливостью. Последние работы были завершены лишь в 20-ом веке.
Зато не каждый японский сад может похвастаться тысячью специально привезённых камней, установленных в особом порядке для создания идеальных композиций.
И конечно, здесь высажено огромное количество деревьев сакуры и японской сливы разных сортов.
Причём сорта подобраны таким образом, чтобы в любое время года какие-нибудь деревья обязательно цвели.
В Нидзё мы попали уже ближе к вечеру, и я до сих пор вспоминаю, как приятно было погулять там, никуда не спеша, и посидеть на замковой стене, обозревая окрестности.
На этом пока всё. Ждите новых фото и рассказов из Японии. 🙂
Источник: travel.ru