Расскажу об очень интересном путешествии, пожалуй, самом интересном и экстремальном из тех, про которые я уже писала и, наверное, когда-нибудь еще напишу.
Жалко, что путешествовала не я (хотя, я вряд ли бы смогла)), но близкий мне человек — сын моей закадычной подруги Андрей Чесноков.
Это было путешествие на Кон-Тики.
Постойте, скажете Вы, какое Кон-Тики, это было давно, и вообще у Тура Хейердала, а не сейчас, и не в России. Конечно, не в России, но именно сейчас. Именно сейчас было 100-летие Хейердала, а у норвежцев он — национальный герой, и вот один норвежский учитель-историк Торгейр Хиграфф решил повторить его плавание (причем до этого он уже совершил похожее плавание в 2006 г.-экспедиция Тангароа). Проблем у него с подготовкой возникло огромное количество, но он все преодолел и вот скоро выходить в плавание . Как Тур Хейердал пригласил когда-то Ю.Сенкевича (правда, не на Кон-Тики, но все равно), так и Торгейр решил пригласить из России врача и журналиста (или теперь более модное — блоггера). Сенкевич был один в двух лицах, теперь пригласили 2-х человек. Ими стали врач из Москвы Борис Романов и Андрей Чесноков. Как же стало возможно попасть обыкновенному парню из Москвы в это плавание? Просто Андрей не только много путешествует, но и хорошо пишет, и не ленится при этом. Согласитесь, ведь очень сложно в путешествии заставить себя описывать все, что произошло, да еще и на хорошем русском языке, красочно и интересно, а не только: был здесь, видел это, поел то и напился в хлам. Вот Андрей отправил на конкурс свой дневник путешествия — и та-дам, его взяли.
Представляете, что это было для его родителей? Гордость, радость, но и жуткий страх! А как бы Вы отреагировали, если бы Ваш ребенок, пусть и взрослый, оказался бы на плоту посреди океана? Ужас!
В общем, они оперативно стали готовиться, и Андрей улетел в Перу строить плот. Там познакомился со всей командой. На самом деле плота было 2: TupacYupanqui (Тупак Юпанки) — на котором плыли Андрей, Торгейр и еще 5 мужиков, в основном, норвежцев, а на 2-м RahitiTane (Раити Тан) были, 4 женщины (из 7-ми человек!) — да, как не удивительно, но принцип про женщин на корабле — к несчастью, здесь не работал. Морячки как на подбор, собственно, такими они и должны быть, если собираются несколько месяцев провести посреди океана на маленьком плоту. Экипажи международные — общались на английском языке, который совершенствовали по ходу дела, снабжая морскими терминами. Норвежцы — хорошие моряки — опытные и влюбленные в море. Много бесценного опыта удалось почерпнуть Андрею из общения с ними.
Вышли они из Кальяо в начале ноября. Сначала все привыкали к своим обязанностям: вахта по 4 часа, управление парусом, гуарами (такие специальные доски -кили), готовка еды и т.д. Кстати с едой получился казус…. Подготовкой и закупкой продовольствия занималась капитан Раити Тан, Сигне. Она, конечно, моряк с опытом, и вообще женщина выдающаяся, но …вегетарианка, то есть у них оказалась куча крупы, специй и особенно бобов, а мяса почти не было. Представьте себе мужиков, полтора месяца занимающихся тяжелой физической работой и без мяса! На самом деле они надеялись на рыбу, но ловилась она очень плохо. И вообще по сравнению с плаванием Хейердала, у Кон-Тики 2 были более жесткие условия: они плыли намного южнее, поэтому было намного холоднее, а на обратном пути, в Ревущих сороковых широтах совсем не сладко. Но это я забегаю вперед.
Поскольку Андрей был альпинистом, а кроме него обращаться с веревками и лазить на большую высоту мог только Торгейр , которому вроде по чину не положено часто этим заниматься, так что на мачту лазил, в основном, Андрей. Один, на самостраховке. (На Раити Тан была изобретена целая система блоков для подъема одного матроса на мачту, а двое поднимали и страховали. Правда, при таком способе первый сильно бился о мачту. Со временем как-то приспособились и там.)
Кроме того, что плоты просто шли к острову Пасхи, экипажи еще проводили и научные исследования: например, измеряли температуру, мутность и соленость воды, собирали пластиковый мусор в океане (и он, правда, был), изучали планктон.
Все приборы они заряжали солнечными батареями, приделанными на крышу хижины. От них же заряжали рации. На Тупаке на 1-м этапе путешествия плыл технический директор OperaSoftware Хокон ВиумЛи, так что со связью на пути "туда" у них проблем не было.
До острова Пасхи они дошли за 43 дня, сразу накупили колбасы)), пообщались с местным населением, посмотрели знаменитые истуканы (моаи), объехали остров на велосипедах, отметили Рождество и Новый год.
Здесь большая часть команды поменялась, на обратный путь остались только 4 человека, в том числе и Андрей. Вместо русского врача Бориса Романова на о.Пасхи прилетели из России доктор Сергей Гольцов и кинооператор Евгений Орлов. Врач опять шел на Раити, а обязанности, скажем так, фельдшера на Тупаке выполнял Андрей, которому по рации врач объяснял по симптомам, какие медикаменты при каких обстоятельствах использовать.
В общем, через 2 недели отдыха на острове, так и не дождавшись попутного ветра, они отправились в обратный путь. И это было жестко. Ветер очень часто дул совсем не туда, куда надо, (в основном, обратно к о. Пасхи) и поэтому через 73 дня они прошли фактически только половину расстояния до Южной Америки. К этому моменту они были в 900 морских милях от берега. Стало уже довольно холодно, лето заканчивалось, а с учетом ветра, волн и дождей все вещи были сырыми.
Случались и шторма, а вы представьте, что такое пережить 15-метровые волны на деревянном плоту, который просто связан веревками, которые к тому же начали гнить от воздействия соленой воды. Штормами постоянно разбивало палубу и приходилось все свободное время посвящать ремонту плота на ходу, в условиях шторма. В конце концов, эти разрушения веревок стали причиной падения паруса на плоту Тупак Юпанки.
Экипажами было принято непростое решение закончить экспедицию и запросить помощи. Их подобрало ближайшее проходящее судно, это был японский сухогруз, на который подняли экипажи обоих плотов. К сожалению, плоты, которые "стали домом на 115 дней", сохранить не удалось.
«Мы доказали, что на бальсовом плоту можно добраться до острова Пасхи. В современную эпоху это было осуществлено впервые. Мы также неплохо продвинулись в ходе обратного путешествия, но это год аномального течения Эль-Ниньо, и мы столкнулись с атипичными погодными условиями. Мы осознали, что путь до Южной Америки будет слишком долгим, и приняли решение эвакуировать участников из соображений безопасности», — сказал Торгейр.
Экспедиция закончилась благополучно. Очень нелегко найти в себе силы переступить через себя, уважать мощь природы и не гнаться за результатом любой ценой. Для этого тоже нужна сила и мудрость.Это Торгейр и сделал. Пусть они не дошли, но большую часть задач экспедиция выполнила, а самое главное, для каждого из них это был значительный этап жизни, школа жизни, опыт, который принесет много плодов в будущем.
Официальная страница экспедиции kontiki2.com и на русском kontiki2.ru
Почему-то про эту экспедицию написано и рассказано удивительно мало. Хотя, мне кажется, это достойный сюжет если не для 1-го канала, то для "Моей планеты" уж точно.
Источник: travel.ru