За границей у острова Св. Мартина хорошая репутация: относительно безопасный, невысокие цены на еду и сувениры, прекрасные рестораны, отели, энергичная ночная жизнь, и конечно – знаменитый пляж Махо, над которым пролетают самолеты на расстоянии вытянутой руки.
Остров небольшой, всего 96 кв. км, что примерно равно половине площади штатовской столицы, Washington, D.C. Сен-Мартен – самая маленькая территория в мире, одновременно управляемая двумя государствами, Нидерландами и Францией. St. Maarten (Sint Maarten) – голландская половина, а St. Martin – французская.
Официально разделение произошло еще в 17-м веке (этот договор – одно из самых старых соглашений, до сих пор имеющих силу), однако две нации настолько дружелюбно сосуществуют вместе, что не сразу и поймешь на какой половине находишься. Конечно, это легкое преувеличение — французские кафешки ни с чем не спутаешь, но никакой границы, действительно, нет.
Южная, голландская часть острова, является офшорной зоной. Компании, зарегистрированные здесь, и не ведущие бизнеса на острове, освобождены от налогов. Кроме того, отсутствует налог на недвижимое имущество и на доходы от его продажи. В общем, кому надо пристроить куда-то свои миллионы – на Сен-Мартене им самое место.
Philipsburg — главный город голландской стороны, можно сказать – мегаполис по местным меркам. Одновременно он является и международным портом с шестью огромными причалами, через которые ежегодно проходит 1,7 миллионов круизных пассажиров.
При таком раскладе удивительно, что 39 пляжей Сен-Мартена вовсе не перегружены (за исключением Maho beach, конечно). На них вполне можно найти уединенный уголок, особенно на французской стороне, или как её еще называют – «Франции в тропиках». Городки с названиями Colombier и Orleans, улицы – rues, газовые лампы, французский флаг над зданием gendarmerie в Мариго…
Отдаленно похожий на короткий сапожок (до элегантного итальянского ему далеко), Сен-Мартен довольно холмистый островок, с хорошими дорогами, многочисленными смотровыми площадками на обочинах, и с красивыми панорамами береговой линии.
Приплыв на остров на пятый день круиза, мы разленились совсем. Если на Барбадосе сами арендовали машину и хорошо покатались; если на Сент-Люсии сами брали машину, но плевались; если на Антигуа ездили с туром в автобусе, то на Сен-Мартене мы решили нанять минивен с водителем. Заранее ничего не делали (вот оно, пагубное влияние круизов!), а просто в порту подошли к будке управления шаттлами и такси, и попросили подыскать нам транспорт. Минивен на шестерых с тетенькой гидом-водителем обошелся в $200 за 6 часов. Наверняка можно было найти дешевле, если озаботиться вопросом еще из дома.
Продравшись через пробки на выезде из Филипсбурга, мы взяли курс на столицу французской стороны, городок Мариго. Любители кино возможно вспомнят, как в старом боевичке «Скорость-2» с Сандрой Буллок именно набережную Мариго разносит ко всем чертям неуправляемый круизный лайнер “Seabourn Legend”.
Машину оставили прямо на набережной, и посоветовавшись с водителем, отправились прямиком на местный рынок в гавани.
Кокосы, авокадо, батат, тропические фрукты и овощи, специи, рыба, одежда в стиле «батик», предметы кустарного производства, различные поделки и картины. Приобрели панно из окрашенных кокосовых волокон – очень необычную картину местной художницы. Красуется теперь на кухне, радуя глаз яркими красками.
Цены очень умеренные, даже на дизайнерские вещи в бутиках примерно на 40% ниже, чем в США. Да еще и налога нет. Рай для шопоголиков. А эти уютные французские кафе со столиками на тротуарах? Чашка кофе – 1 евро, огромный молочный коктейль для ребенка – полтора. В Штатах таких цен уже давным давно нет. Сиди, наслаждайся хорошей кухней, рассматривай прохожих, дыши морским воздухом…
Но всё-таки надо было посмотреть что-нибудь специфичное для этого острова. И первым на ум пришел конечно же Maho beach – пляж под крылом самолета.
Каких-то 30 минут езды, и вот мы уже сидим в пляжном баре за столиком, слегка припорошенном песочком, и наблюдаем чуднУю картину. Четверо молодых парней у ограждения, идущего по периметру летного поля, крепко взяли друг друга под локти, и стоят вцепившись в сетку. Мимо проезжает полицейский, прогоняет парней, но как только скрывается из глаз — те снова тут как тут, перекрещивают руки и вцепляются.
— Чего это они? Пьяные или обкурившиеся? — раздаются рядом предположения.
На самом деле ни то, ни другое. Это так называемые “любители полетать” в струе воздуха, когда самолет только начинает разбег.
Дело происходит на голландской части острова на пляже Maho beach, расположенном в непосредственной близости от взлетно-посадочной полосы аэропорта им. Принцессы Юлианы. Мало того, что это один из крупнейших транспортных узлов Карибского региона, так он еще входит в десятку самых опасных аэропортов мира.
В зависимости от погодных условий, взлёт/посадка считается средней или высокой сложности для лётчика. Упираясь одним концом в море, а другим в гору, полоса составляет в длину всего 2300 метров — этого едва достаточно для больших лайнеров.
Но несмотря на очевидные сложности, крупных происшествий здесь не зафиксировано, если не считать инцидента в 1970-м году с самолетом Douglas DC-9, который из-за череды непредвиденных обстоятельств так и не дотянул до Сен-Мартена, и сел на воду.
Прибытие самолетов на остров сопровождается овациями. Ну это со стороны тех, у кого свободны обе руки, а не тех, кто держит шляпы и детей 🙂 Шутка ли — проносящаяся в 10 метрах над головой махина! Для облегчения жизни отдыхающим, время прилета пишут мелом прямо на воткнутой в песок доске для серфинга, а особо крупные лайнеры даже объявляют по громкой связи в том самом баре.
Бар этот, под названием “Sunset Bar and Grill”, тоже своеобразная островная достопримечательность, благодаря их фирменному коктейлю “Jet Blast”. Да, там шумно и постоянные толпы (особенно если на остров зашли круизные суда), но весело и “атмосферно”.
До недавнего времени в баре действовало сексистское правило “Topless women drink free” (”Женщины с обнаженной грудью пьют бесплатно”), но новые хозяева пошли еще дальше. Нет, не в том смысле, что полностью раздетые пьют бесплатно, а все дамы, зашедшие в определенный день и час. С мужчинами поступают с точностью наоборот: “No shirt — no service” (”Нет рубашки — нет обслуживания”).
Пляж Maho полностью лишён растительности, так как регулярно подвергается воздействию сильных потоков воздуха от авиалайнеров. А в 2008 году ураган Омар вообще сдул весь песок, оставив только каменистую подложку, так что пришлось заново привозить песок и заполнять им пляж.
В связи с тем, что до самолетов тут можно почти дотянуться рукой, на пляже процветает споттинг. Эта калька с английского слова «spot», то есть «увидеть», «опознать», означает вид хобби, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведение их реестра.
Для споттера является важным определить тип самолета и его бортовой номер. Местом съемки обычно служит аэропорт или территория за его пределами. Фотографирование для споттинга — лишь часть увлечения, но не его основа. Некоторые споттеры, особенно на Западе, как и в начале возникновения этого хобби, ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него — какой самолет, где и когда они видели. В общем, если оперировать знакомыми понятиями — тот же “birdwatching”, только по отношению к самолетам 🙂
Ну а что стало с теми парнями из начала рассказа? Устрашающий знак их не испугал, и они благополучно пережили “полет”. Как оказалось позже, выпимши они всё же были — несколько приемов на грудь забористого коктейльчика “Jet blast” из бара сыграли свою роль.
Однако, не всем так везет. Не так давно, в апреле 2012 серьезно пострадала пара из Франции. Он отделался сломанной ногой, а она — глубокой раной на голове. Приложило её со всей дури о тот бетонный парапет, видимый на нескольких фотографиях.
Аттракцион, конечно, крутой, но купаться там не хотелось категорически, особенно с маленьким ребенком. Снова проконсультировавшись с водителем, по её наводке отправились буквально за угол, на пляж Mullet Bay beach (Кефалевый пляж). Отсюда тоже были видны садящиеся самолеты, но ни рев их двигателей, ни потоки воздуха и вздымающиеся тучи песка уже не доставляли неудобств.
Вода прекрасного карибского цвета аквамарин, шелковый песок, невысокие цены (аренда лежака $5, пиво — $2, цыпленок-гриль — $3 за кулек), и полный расслабон. Замечательный пляж, совершенно не перегруженный народом, несмотря на свою близость к Махо и к Филипсбургу.
За час до отхода корабля мы снова вызвали тетеньку-водителя, и буквально уже через полчаса были на борту. Ужин в тот вечер был объявлен как “formal”, так что пришлось вылезать из удобных шортиков и шлепок, и доставать припасенные на такой случай коктейльные платья и туфли на шпильках.
Наши друзья отправились постигать тайны молекулярной кулинарии в один из платных ресторанов, о котором я рассказывала в первой главе, ну а оставшиеся члены группы отлично поужинали в банкетном зале.
Вечерняя прогулка с коктейлями по открытой палубе, и спать. Завтра нас ждал Сент-Томас – последний остров из этого маршрута перед возвращением в Сан-Хуан.
На Сен-Мартене:
Попробовать: салат из мяса омара с заправкой из фруктов страсти, тыквенное ризотто, суп из лобстера в слоеном тесте.
Купить: качественную ювелирку ручной работы, часы, парфюмерию, Guavaberry rum.
Суп из лобстера под крышкой из теста, тыквенное ризотто, ромовый ликер Guavaberry:
Источник: travel.ru