Севастополь. Город-герой. Город с Историей. Переживший многое, не понаслышке знакомый с самими страшными эпизодами истории. Севастополь для меня — город с мужским лицом. Немного суровый, с вырезанными солеными ветром морщинами на лице и загорелым жилистым телом. Немногословный, сдержанный, но несгибаемый, если требуется, то решительный, упертый, верный принципам доблести и чести. Город моряков и кораблей…
После возложения цветов к Вечному огню у Мемориала героической обороны Севастополя с Ночными Волками мы с Аней annastorm отправились на морскую прогулку по Южной бухте, совершенно забыв про слова нашего водителя о штормовом предупреждении. Свободного времени было мало, а увидеть хотелось многое, поэтому наш выбор пал на такую экспресс-экскурсию.
Научно-исследовательское судно "Профессор Водяницкий". Судно построено в 1976 г. в Финляндии и до сих пор участвует в научных экспедициях.
Вдалеке виднеется купол Владимирского собора, ставшего усыпальницей русских адмиралов и морских офицеров.
Большой десантный корабль "Саратов" входит в состав 197-й бригады десантных кораблей и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.
Корабль заложен в Калининграде на судостроительном заводе "Янтарь" 5 февраля 1964 года под наименованием "Воронежский комсомолец", спущен на воду 1 июля 1964 года, вошел в состав флота в 1966 году. В 1992 году получил наименование "БДК-65", в 2003 году — "Саратов". С 1966 по 2004 год он совершил более 20 дальних походов с подразделениями морской пехоты на борту. В августе 2000 года за 4 рейса корабль перевез из пункта погрузки Гонио (район Батуми) в пункт высадки Утришенок (район Новороссийска) часть вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье. 10 августа 2008 года в составе группировки кораблей Черноморского флота принял бой с грузинскими катерами в ходе войны в Южной Осетии. В 2014 году БДК "Саратов" выполнил, по меньшей мере, 4 похода в Средиземное море.
Средний разведывательный корабль "Приазовье" ССВ-201 построен в Польше, г. Гданьск, на ССЗ "Сточни Полночни им.Бохатерев Вестерпляти" в 1986 году. В 2001 году корабль был признан лучшими кораблями ВМФ РФ в своем классе. В 2005 году корабль был на "отлично" выполнил задачи трехмесячного дальнего похода в Средиземное море, а так же вновь был объявлен лучшим кораблем своего класса в ВМФ, с вручением переходящего приза ВМФ. В 2006-2007 гг. корабль прошел модернизацию радиотехнических средств.
Госпитальное судно 320 "Енисей", который почему-то у меня не влез целиком в кадр 🙁 , имеет богатую историю "плывучей боьницы" и огромный список спасенных и вылеченных людей.
"Енисей" был построен на судоверфи "Адольф Барский" в Польше в 1980 году. После ходовых испытаний на Балтийском море, пройдя государственные испытания, "Енисей" 17 мая 1981 года вышел с Балтики для осуществления перехода в Средиземное море, для решения задач боевой службы в составе Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Перед Перед экипажем были поставлены задачи по медицинскому обеспечению надводных кораблей, подводных лодок и судов, обеспечению отдыха подводников. Первая боевая служба длилась 91 сутки. Экипаж судна в этот период в Индийском океане обеспечивал медицинским обслуживанием моряков Индийской эскадры ВМФ. По окончанию боевой службы "Енисей" пришел в Севастополь.
За 20 лет службы "Енисей" выполнял задачи в трех океанах, совершил переходы с Балтики в Севастополь и из Севастополя на Северный флот, 16 раз выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, а так же выполнял специальное задание правительства СССР по борьбе с малярией на острове Дахлак в Красном море.
Судно совершило заходы в иностранные порты семи государств мира (Алжир, Югославия, Сирия, Йемен, Тунис, Эфиопия, Польша). Только за приделами Черного моря экипаж судна находился 1210 суток. За период длительного плавания в операционных госпиталя в сложных морских и океанских условиях выполнено более 1200 операционных вмешательств, из них 250 полосных. В полном объеме работал профилакторий госпиталя, за этот период поправили свое здоровье и отдохнули в условиях плавания тысячи подводников и авиаторов. В ходе выполнения задач боевой службы было пройдено 124369 миль, оказана медицинская помощь экипажам 189 боевых кораблей и подводных лодок — это более 20 тысяч военнослужащих. В ходе несения боевой службы на корабли было подано 1370 тонн различных грузов, в первую очередь медицинское имущество. В период военных действий в зоне грузино-абхазкого конфликта в 1992 году экипажем "Енисея" с госпиталем из горячих точек было вывезено более 7 тыс. человек.
В 1990 году судно было зафрахтовано Крымским отделением общества "Милосердие" для оздоровления детей, пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС. В четырех двухнедельных лечебно-оздоровительных круизах вдоль берегов Черного моря поправили свое здоровье 1200 детей.
Большой десантный корабль "Ямал" 156 (на фото — серенький, с широким "носом") с 1988 года до сих пор в строю. Строительство БДК данного проекта велось по заказу СССР исключительно для его флота. Ни один корабль этой модификации не вошел в состав ВМФ держав-союзниц по Варшавскому Договору. Исключением можно считать лишь один БДК, переданный Йемену в 1979 г. из состава советских сил, которые базировались в Индийском океане.
Корабль может использоваться для постановок минных заграждений, для доставки гуманитарной помощи и эвакуации населения из опасных районов. Кроме того, десантный корабль может использоваться для воинских перевозок, обеспечения кораблей и частей флота в пунктах рассредоточенного базирования.
С июня 2001 года над кораблём шефствует администрация Ямало-Ненецкого автономного округа РФ. 3 января 2002 года приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации кораблю было присвоено новое имя — "Ямал"
Экскурсионный кораблик позитивной расцетки все пытался нас обогнать)
В первые послевоенные годы основными спасательными судами в составе ВМФ СССР считались морские буксиры (МБ) различных проектов. Первым послевоенным МБ сбыли спроектированы в ЦКБ "Балтсудопроект" в середине 50-х годов. МБ этого проекта предназначался для самостоятельной буксировки кораблей и судов водоизмещением до 6000 т. Скоростные и маневренные качества были посредственными (одновальная главная энергетическая установка и скорость хода до 13 узлов).
МБ имел возможность работать во льду толщиной до 30 см. На МБ было предусмотрено вооружение из 57-мм автомата ЗИФ-31Б, которое было установлено только на тех из них, которые были переданы морским частям погранвойск. Основной модификацией этого МБ стал спасательный буксир (СБ) пр.733С. На нём за счёт некоторого сокращения буксирнных средств было размещено два пожарных лафетных ствола и две водолазной станции. Строительство этих МБ и СБ было развернуто на Петрозаводе в Ленинграде с 1958 года и продолжалось до 1966 года. Всего было построено для ВМФ около 40 морских буксиров этого проекта и его модификаций.
Морской буксир "МБ-174" был построен в Ленинграде в 1964 г. и до 1968 года работал на Балтийском флоте, а затем был передан в состав КЧФ.
До 1983 года буксир ежегодно по 4-5 месяцев находился на боевой службе в Средиземном и Красном морях, в Атлантическом океане, при этом совершил деловые заходы в порты Александрия, Мерса-Матрух, Латакия, Тартус, Мензель-Бургиба, Аден, Нант.
По разделу флота в 1997 году буксир отошел российской стороне.
Судно размагничивания СР-137 предназначено для проведения специальных мероприятий с целью уменьшения собственных магнитных полей боевых кораблей и судов. К 60-м гг. 20 века имеющиеся на вооружении советского ВМФ специальные суда не удовлетворяли возросшим потребностям флота в такого рода суднах. Новые разработки судов более сответствовали возросшим требованиям, однако из-за большой загрузки судостроительных заводов СССР в начале 80-х годов ХХ века и начавшимся выводом из строя СБР ранних проектов, ВМФ по-прежнему не хватало подобных плавсредств. В результате было принято решение о строительстве судов размагничивания на верфях Польской Народной Республики. Проект нового судна под номером 130 был выполнен на Северной верфи в Гданьске по тактико-техническому заданию ВМФ СССР в 1982 году. Основным назначением судов этого проекта является электромагнитная обработка кораблей и измерение их магнитного и электрического полей. Всего таких судов (по классификации NATO — "Bereza Class") было построено 18 штук.
Судно размагничивания "СР-137" было заложено на Северной ферфи в Гданьске (Польша) в 1987 году и спущено на воду в 1989 г. В настоящее время корабль входит в состав дивизиона МРСО Черноморского флота.
Попутчики
По серединке в ожерелье из шин красуется рейдовый буксир РБ-244. Он обеспечивает швартовки, буксировки кораблей и судов ЧФ.
Маленький кораблик рядом с ним, который так же украшен шинами — это Рейдовый буксир РБ-296, наиболее растространенный на Черноморском флоте тип рейдовых буксиров.
Корабельное судно "Сетунь" своим названием напомнило мне о доме :). Основное назначение кабельных судов — прокладка, подъём и ремонт подводных кабелей связи. "Сетунь" построено в Финляндии на судоверфи "Вяртсиля", Турку, и спущено на воду 3 декабря 1981 года.
За это время службы в составе вспомогательных судов ЧФ "Сетунь" прошла 90000 миль во внутренних морях страны, выполнила сотни сложных операций, связанных с аварийно-восстановительным ремонтом подводных кабельных линий. С 1984 года судно постоянно числилось среди лучших морских судов обеспечения Черноморского флота, заняв 2-е место, а с 1983 по 1989 годы удерживало 1-е место. В 2001 году "Сетунь" была объявлена лучшим кабельным судном ВМФ Российской Федерации.
Кроме обеспечения боевой готовности береговых объектов флота, судном заработаны значительные средства, которые пошли на нужды Черноморского флота. В период с 1995 года по настоящее время судно обеспечило прокладку волоконно-оптических линий связи ОАО "Ростелеком" в районе бухты Джубга в Сочи, прокладку газопровода "Голубой поток". Экипажу пришлось работать с ЗАО "Вестелеком", обеспечивать строительство российско-турецкого газопровода, проводимое ОАО "Питергаз", участвовать в освидетельствовании подводных магистралей. Только за последние годы судном проложено более 80 км подводных линий связи, выбрано и отремонтировано около 100 км кабеля.
На берегу виднеются мемориал воинам-афганцам в Сквере воинов-интернационалистов и небольшая смотровая площадка
Рейдовый буксир РБ-389 с азимутальным принципом движения предназначен для выполнения буксировочных и кантовочных операций в порту, на рейдах и в прибрежных районах, а так же для тушения пожаров, ликвидации разливов нефти и других функций. Он построен и спущен на воду в 2010 году.
Судно контроля физических полей СФП-183. Потребности ВМФ в маневренных средствах по размагничиванию кораблей, по изменению и регулировке размагничивающих устройств, по контролю гидроакустического поля кораблей удовлетворялись за счет создания плавучих станций специального назначения — судов контроля физических полей (СФП). Этот корабль построен в 1991 году и передан России в 1997 согласно разделу Черноморского флота.
Малый морской танкер "Истра" является "трофейным" судном — единственным, полученным по репарациям и оставшимся в строю российского ВМФ.
Танкер под первоначальным названием "Else" был заложен в 1941 г. на судостроительной верфи "D.W. Kremer Sohn" в Эльмсхорне (Германия). Судно имело на борту 9 танков по 50 куб.м.: 7 из них предназначались для авиационного бензина, и два танка — для дизельного топлива. Общая мощность силовой установки составляла 900 л.с. Вооружение танкера составляли два зенитных 20-мм орудия и 2 пулемета. Экипаж судна составлял 6 офицеров и 20 матросов.
Судно было передано немецкому флоту в 1941 году под названием "Else Т13", и было предназначено для перевозки топлива и заправки военных судов. Танкер воевал на стороне фашистской Германии всю войну, активно использовался для снабжения авиационным топливом: рейсы в Осло, Копенгаген, Щецин, Засниц, Васса, Кеми, Киркенес, Норденхам, Кристиансанд, Тронхейм, Нарвик.
В мае 1945 года судно "Else" было захвачено британскими войсками в Тронхейме, Норвегия и под именем "Empire Tigina" включено в состав ВМС Британии. После победы над гитлеровцами в 1946 году танкер по репарации был передан в качестве трофея СССР. С именем "НТ-3" судно было переведено с Балтики в главную базу Черноморского флота Севастополь. Спустя два года ему дали новое имя — "Истра".
В период с 1947 по 1964 год танкер использовался для перевозки бензина и технических масел для кораблей и судов ЧФ с дизельными установками. После ввода в состав флота авианесущих кораблей "Истра" использовалась для их заправки авиационным топливом.
В 1957-1958 годах судно обеспечивало наши боевые корабли и подводные лодки в албанском порту Дуррес в период оказания интернациональной помощи Народной Республике Албания. В 1992 году "Истра" участвовала в эвакуации беженцев из зоны грузино-абхазского конфликта.
Несмотря на свой внушительный возраст — 75 лет!, судно до сих пор ходит по морям и является одним из наиболее эксплуатируемых на Черноморском флоте. Танкер ежедневно перевозит дизельное топливо, до 6 видов специальных масел и заправляет военные корабли и вспомогательные суда. Большую ценность представляет то, что танки судна эмалированы и совсем не ржавеют.
Еще одно судно размагничивания СР-939 , которое было заложено на Северной ферфи в Гданьске в 1988 году и вступило в строй на следующий год. В настоящее время оно входит в состав дивизиона МРСО Черноморского флота, с базированием на Южную бухту, Севастополь.
Рассматривая дома фотографии, я озадачилась вопросом, почему я не заметила колесо обозрения и, соответственно, не отправилась на него прокатиться. Ну что ж, думаю, это не последняя моя поездка в Крым, и еще предоставится возможность наверстать упущенное. (Ммм.., кстати я не люблю новую моду на использование слова "крайняя", так как суевериями вроде не страдаю. Поэтому — "последняя" 😉 )
Следующие 2 фото себя я одолжила у Ани annastorm 🙂 За что ей большое спасибо! И, конечно, за компанию тоже)).
Зум-объектив, хоть и сравнительно не большой и моторизированный, накрученный на мелкую системную камеру смотрится комично). Надеюсь, производители фототехники когда-нибудь придумают что-нибудь компактное, но при этом "дальнобойное"…
Смешная)) Чего-то высматриваю там
Подводная лодка "Ростов-на-Дону" построена в 2011 году в Санкт-Петербурге и в 2014 вступила в состав Черноморского флота. Подлодки данного проекта относятся к третьему поколению дизельных подводных лодок. Они считаются одними из самых малошумных в мире и имеют более высокую в сравнении с предыдущими проектами боевую эффективность, новейшие комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. Лодки данной серии могут противодействовать как подводным, так и надводным кораблям, и предназначены для защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций.
А это подводная лодка Б-261 "Новороссийск", которая с 2014 года находилась на Северном флоте для проведения глубоководных испытаний оборудования и систем вооружения в полигонах боевой подготовки. В августе 2015 г. подлодка отправилась из Полярного вокруг Европы на место своего базирования — в Новороссийскую военно-морскую базу, зайдя по пути испанский порт Сеута для дозаправки и пополнения запасов провизии.
В сентябре 2015 года лодка прибыла в порт Новороссийск, а оттуда — в Севастополь.
А "Сатурн" выбрался из соленой воды, чтобы немного позагорать и отдохнуть. Правда, солнышко в этот день не сильно радовало своим присутствием (. Мне кажется, с этого ракурса он похож на надушего губы, т.е. клюв, Зигзага МакКряка. Как вы думаете, есть что-то общее?
Не помню, что это за судно. Может, кто подскажет?
И еще кто-нибудь знает, какую птицу я едва успела поймать в объектив?
Памятник эсминцу "Свободный" на Павловском мысу. Эсминец "Свободный", входящий в состав эскадры Черноморского флота, 9 июня 1942 года прибыл в Севастополь в конвое санитарного транспорта "Абхазия". Выгрузив в арсенал Сухарной балки боезапас, командир корабля капитан 3 ранга П.И.Шевченко получил приказ провести боевую стрельбу по позициям противника и перешёл к Павловскому мысу. Десятого июня он подвергся налёту фашистских бомбардировщиков, получив девять прямых попаданий. Корабль затонул.
Памятник Славы воинов 2-й гвардейской армии, прошедшей боевой путь от Сталинграда до Восточной Пруссии. 9 мая 1944 года воины 2-й гвардейской армии освободили Северную сторону и, форсировав Севастопольскую бухту с частями 51-й и Приморской армий, освободили Севастополь.
Нас немного поштормило, покачало, забрызгало соленой морской водой, но в целости и сохранности вернулись к причалу 🙂
Источник: travel.ru