Давно я не писал о Камбодже, решил сейчас освежить воспоминания. Ранее я размещал кхмерские исторические памятники в своем блоге по временному признаку — сначала самые древние, затем все остальные в порядке убывания их возраста. Продолжу эту традицию, хотя район Ангкора как правило обрисовывают чаще географически — сначала самые значительные храмы, а затем все остальные. Мне же ближе временная шкала, и сейчас на повестке дня у нас стоит 10 век Камбуджадеши — Кхмерской империи, тогда еще не построили всемирно известный туристический аттракцион — храм Ангкор-ват, не было и великого города Ангкор Тхома (вернее его только начали обустраивать). Это было время блуждающих столиц Кхмерской империи и их великих пирамидальных храмов.
Про суть устройства кхмерских городов я писал ранее, сейчас только в общем напомню — столицы в Камбуджадеше обустраивались вокруг центральных храмов, которые имели пирамидальную форму и служили также местом последнего успокоения кхмерских правителей. Каждый новый царь строил себе новую пирамиду, все почти как в Древнем Египте, только в своих пирамидах кхмеры хранили не мумии почивших царей, а их пепел, оставшийся после кремации.
Ведь вся культура древней Камбоджи строилась на индуизме, это была воплощенная в камне и дереве идея арийских городов, доведенная даже до некоторой степени безумия. Ибо строительная активность кхмеров воистину поражает.
После возвращения столицы из Кох-Кера обратно в Яшодхарапуру великий царь Раджендраварман II (944-967) строит себе храм усыпальницу Пре Руп (в 961 году). Место для храма он выбрал несколько южнее Восточного Барая — огромного рукотворного озера, созданного еще его дядей Яшоварманом I, основателем города, который ныне называют Ангкором, хотя правильное его название Яшодхарапура — город царя Яшовармана.
Пирамида храма Пре Руп.
Храм Раджендравармана II был посвящен богу Шиве, его название (Пре Руп) переводится как "переворачивание тела", и отображает важную часть погребального обряда кхмеров, когда труп переворачивали в огне для более качественного его сгорания. Как и все ранние кхмерские царские храмы Пре Руп представляет собой ступенчатую пирамиду, символизирующую индуистскую гору Меру. Пирамида Пре Руп имеет три ступени, на которых стоят пять башен прасатов, собственно, это и есть сами храмы, в них стояли статуи божеств, как правило, это были фигуры с портретными чертами донаторов храма, т.е. правителей Камбуджадеши. Кроме статуй в храмах располагались символы царской мощи — каменные лингамы.
Нижняя ступень пирамиды Пре Руп.
Кроме храма самого Радженравармана II в прасатах Пре Рупа почитали Вишвапуру — легендерного предка короля, тётю Радженравармана II и жену Джаявармана IV — Джаядеви (Джаендрадеви), и Харшавармана II её сына и предшественника Раджендравармана II на троне. Т.е.у кхмеров обожествлялся весь царский род, у каждого родственника царя существовал собственный храм.
Центральный прасат Пре Руп.
Сейчас, от древних статуй внутри главного храма остались в лучшем случае только основания, на которые поставили веселые изображения будд.
Ранние пирамидальные храмы царей Ангкора являются серьезной проблемой для исследователей истории Кхмерской империи. Виной тому представление о том, что что каждый подобный храм должен быть центром отдельного города, т.е. когда цари Камбоджи возводили свои святилища-усыпальницы они обустраивали и города вокруг них. Возникает вопрос, как много было этих городов и зачем вообще была нужна такая затратная деятельность. Ранее я разбирал все концепции связанные с этим вопросом на примере Яшодхарапуры, первой столицы Ангкора. Сейчас можно добавить, что вопрос кхмерских столиц пока не решен. Нет точного ответа — зачем нужно было переносить столицу всего на несколько километров, тем более за очень короткий временной промежуток, например, за один 10 век в регионе Ангкора основали минимум 4 столицы (а скорее больше).
Потолок главного храма.
Можно понять перенос столицы в Кох Кер узурпатором Джаяварманом IV, этот город построили далеко на севере от Ангкора. Тогда Кох Кер был конкурентным центром власти. Или же логичен перенос столицы из Харихаралайи (сейчас это поселок Ролуос), в 10 веке уже возможно начал пересыхать искусственный водоем Индрататака, который питал этот город. Поэтому район столиц перенесли северо-западнее. Хотя, пересыхание Индрататаки — это лишь предположение, удивительно, что этот гигантский бассейн высох менее чем через 100 лет.
Индраварман I закончил строительство святилища Баконг в Харихаралайи в 881 году, а уже в 900-х годах Яшоварман I основал Яшодхарапуру — прошло всего 20 лет. В случае Яшодхарапуры перенесение столицы могло быть, действительно, связанно с обмелением главного водоема, так как вместе со столицей Яшоварман I начал создание и огромного Восточного Барая — нового водоема. Но для других случаев переноса столицы этот фактор неприменим, ибо водоемы оставались на месте, а столицы как-будто перемещались.
Подобная бурная градостроительная деятельность наблюдалась в средние века и в других местах, например, в Индии в Делийском султанате. Там тюркские правители Индии понастроили в районе Дели тоже множество городов, они не пытались расширять старые поселения, а постоянно возводили новые, с новыми дворцами, мечетями и городскими укреплениями, и все это на площади около 10 кв. км. Эти города в древности не смыкались друг с другом, возможно между ними располагались только сельские поселения, впоследствии десяток тюркских городов-столиц срослись в один большой, так появилась нынешняя столица Индии Дели.
В Ангкоре этот процесс градообразования прервался в 14-15 вв. столицу перенесли в нынешний Пномпень, а вся территория древних городов заросла тропическим лесом. Схожесть процессов градообразования может свидетельствовать о схожести культур вроде бы разных цивилизаций. Возможно перенос столицы каждым новым правителем имел прежде всего культовое значение, с большой степенью вероятности правящая династия Камбуджадеши имела индийское происхождение, это были выходцы из Кушанской империи, основанной кочевыми племенами. Сохранились даже изображения этих людей — на лошадях, в скифских головных уборах и с усами как у запорожских казаков. Такими же кочевниками были и правители Делийского султаната, это были тюрки из Средней Азии. Для кочевых правителей видимо было важно периодически менять расположение ставки.
Частый перенос столиц у кхмеров не способствовал созданию нормальной фортификации вокруг городов, хотя внушительные линии укреплений присутствовали у более поздних поселений в Камбуджадеше. В районе Ангкора стены возвели только в Ангкор Тхоме в 12 веке, также видимо укрепления существовали в Харихаралайе, во всяком случае огромные рвы, наполненные водой, сохранились там хорошо. Археологи свидетельствуют, что рвы с водой ранее присутствовали и у Пре Рупа, но что-то сейчас они совсем незаметны, я как не искал их признаки на гугловских картах, так ничего и не нашел.
Не видно рвов и с вершины пирамиды храма, вокруг только лес. Тут нужно не забывать, что кхмерские рвы-водоемы — это значительные инженерные сооружения, ров мог иметь ширину 100 метров и более. Вокруг Ангкор-Вата или Баконга в Харихаралайи они сохранились прекрасно, а тут вдруг исчезли без следа…Вокруг храма видны только две ограды из латерита и руины "вспомогательных" построек, входивших в комплекс, это небольшие храмы, залы для паломников, служителей, ведь кхмерские храмы посещались большим количеством людей.
Башни-прасаты на платформе Пре Рупа были возведены из кирпича, правда, довольно крупного, больше стандартных размеров. Видимо, Радженраварман II пытался экономить на строительстве, ведь в 10 веке все основные царские храмы кхмеры строили уже из камня.
Экономить Радженраварман II имел все основания, так как он задумал построить сразу два крупных храма — свой Пре Руп, и своим родителям — Восточный Мебон, который мы сейчас тоже осмотрим.
Небольшой храм в углу квадратного комплекса Пре Руп.
Внешняя стена Пре Руп.
Примерно в одном километре севернее находится храм родителей Радженравармана II — Восточный Мебон. Сейчас вокруг него крестьянские луга и поля, а ранее здесь плескались воды гигантского Восточного Барая — искусственного водоема, созданного еще Яшоварманом I на стыке 9 и 10 веков. Его длина составляла 7,2 км и ширина 1,8 км, глубина искусственного озера была около 5 метров. Сейчас этот барай полностью пересох, поэтому представить его масштабы можно на примере сохранившегося аналогичного Западного Барая, выкопанного чуть позже.
Восточный Мебон был искусственным островом, сейчас его строения похожи на невысокую пирамиду. Интересно, что храм для своих родителей Радженраварман II построил первым — в 952 году, и только через 9 лет он начал строить собственную храмовую гору Пре Руп.
Торжественная лестница ведущая в святилище когда-то была пирсом, куда причаливали лодки паломников. Судя по всему, Восточный Мебон не имел дамбы, связывающей его с сушей, поэтому это было достаточно уединенное место.
Платформа Восточного Мебона — это самая, на мой взгляд, интересная часть храмового комплекса, ибо само святилище достаточно стандартно для Ангкора.
Размеры платформы 115 на 115 метров, сам остров был насыпан из земли и каменного боя, который обшили панцирем из латеритовых блоков.
По углам платформы стоят каменные слоны, высеченные почти в натуральную величину.
В целом Восточный Мебон напоминает собой Пре Руп, только здесь нет пирамидального основания.
Несмотря на отсутствие гороподобности храм смотрится внушительно. Здесь бывает мало туристов, что тоже создает одни только плюсы. Мне он показался даже интересней пирамиды Пре Рупа.
Многочисленные маленькие отверстия на стенах были призваны удерживать обильную штукатурку, но как видим, способ этот не смог уберечь внешнее убранство храмов. Штукатурка повсеместно отвалилась от стен, но в древности все кхмерские храмы были покрыты ею толстым слоем и ярко раскрашены.
Источник: travel.ru