… наделала много шума в нашей большой и дружной семье. Родственники, мягко говоря, недоумевали, то ли слабоумие, то ли «у богатых свои причуды» Нам же, в свою очередь, съездить посоветовал приятель, который много где был и много что видел. По бонусной программе аэрофлота мы схватили билеты и решили ноябрьские выходные провести в средней Азии.
Путешествие начиналось забавно. На паспортном контроле нас долго расспрашивали, зачем мы летим в Самарканд. Версии паспортистки были разнообразны, от родственников до командировки. Туризм не рассматривался вовсе. Мы с собой взяли только ручную кладь, и спокойно сидели в кофейне вплоть до посадки. Подойдя к нужному гейту, стало очевидно, что наша кладь будет «покладена» на коленки — у каждого улетающего, в среднем, было по две сумки в руках. Кое-как рассевшись по местам, на взлете пассажиры начали настолько энергично хлопать, что я уже приготовилась услышать заливистый свист. По прилету, впрочем, был такой же концерт. Стоит ли говорить, что зайдя в самолет, все взгляды были обращены на нас? Русские туристы не частые гости в этой стране. Как позже выяснилось именно русские и не частые. Спорим, вы удивитесь, узнав, что французы и англичане с удовольствием путешествуют по Узбекистану?
Я заблаговременно заказала тур, потому что без экскурсии мы вряд ли смогли и посетить столько мест, и очароваться страной настолько, что хотелось бы вернуться еще раз. На все про все у нас было три дня, с насыщенной культурной программой и переездом в другой город.
Прилетели мы в 3 ночи, а в одиннадцать за нами уже приехал гид. Если обычно я стараюсь хоть как-то готовиться к поездке, почитать литературу, то в Самарканд я приехала, что называется, чистым листом. Я что-то «по верхам» слышала про Тамерлана, и на скорую руку проглядела фотоотчет Сергея Доли, убедившись, что наш друг не врет и там действительно красиво. Поэтому для меня поездка оказалась очень познавательной.
Тем более, что начали мы как раз с Тамерлана, или, как они его зовут Амира Темура. Посещение мавзолея 15 века, где захоронен он сам и члены его семьи. Начал стройку Тамерлан, закончил его внук, также внесший большой вклад в науку империи. Усыпальница Тимуридов занимает важнейшее место в истории исламской культуры. Мы могли наблюдать, как за время нашей экскурсии несколько раз подъезжали паломники.
Внутреннее убранство
Стены украшает мозаика светло- и темно-голубых тонов, сложенная замысловатым узором в исламские суры.
Обязательная для туристов легенда гласит, что после смерти Тамерлана его внук Угулбек установил на могиле надгробную плиту из нефрита, на которой было высечено предупреждение: «Всякий кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет». В 1941 советские археологи вскрыли могилу, тем самым потревожив камень. На следующий день началась Великая Отечественная война. И только когда Тамерлан был снова захоронен, в войне произошел переломный момент.
Не успев начать экскурсию, гид первым делом спросил нас, во сколько мы хотим пообедать. Тут же выяснилась любопытная особенность — узбекский плов, основное достоинство кухни, готовится только в первой половине дня и подается до 13.00 в специальных центрах плова. Естественно мы проголодались моментально.
Подается плов большой порцией, и обедающие сами раскладывают его по тарелкам. Также на столе всегда присутствуют овощи, соленья и зелень.
В ресторанах плов заказать невозможно, также как и горячо любимые мною манты, традиционно их принято есть дома.
Главная площадь Самарканда — Регистан (в переводе — место, покрытое песком). На ней располагаются три Медресе 15-16 веков. Весь ансамбль, так же как и другие древние постройки включен список ЮНЕСКО.
Сейчас на территории медресе располагаются сувенирные лавки, где идет бойкая торговля. Я впервые в жизни не могла пройти мимо сувениров. Обычно стороной обхожу любой намек на тарелочки и магниты, здесь же остановиться было невозможно. Во-первых, стальные тарелочки все с ручной чеканкой. Во-вторых, продавались керамические расписные елочные игрушки, я таких вообще никогда не видела. И в-третьих, шелковые и шерстяные платки с национальным узором. Меня разрывало на части, Муж глазам поверить не мог и прятал от меня кошелек. Я с огромным удовольствием выбирала подарки друзьям и родным.
Из особенно сильных впечатлений — мечеть Биби-Ханым, построенная Тамерланом и названная в честь его любимой жены. От такого масштаба захватывает дух. И это тоже 15 век. Конечно же, мечеть окутана разными легендами и тайнами. По одной из, архитектор был влюблен в жену Тамерлана, за что в итоге поплатился (ерунда, что на момент строительства ей было уже к шестидесяти), потому мечеть получилась настолько прекрасной.
Дорога до мечети лежала через узбекский базар, также обязательный к посещению. Огромный выбор сухофруктов, есть буквально все: и финики, начиненные грецкими орехами, и сушеные дыни с изюмом. А специй сколько! Правда, для фруктов мы выбрали неправильное время, из местных остались только яблоки, гранаты и хурма. Зато какие! И, конечно, лепешки.
На следующий день мы на поезде добрались до Бухары, где нас встретили и сразу повезли в летнюю резиденцию Эмира Бухарского. Внутренние покои по архитектуре напоминают русские дворцы, потому что своих зодчих Эмир отправлял на учебу за границу. В комплекс резиденции входят сад, зал приемов, зал ожидания и гарем. Также сейчас там расположен музей прикладного искусства, где можно увидеть национальные костюмы, обувь и конечно сюзане.
Сюзане — это вышитое вручную покрывало из хлопка. Расшивают еще и наволочки, но чаще можно встретить именно покрывала. По сей день, по узбекским традициям невеста перед свадьбой приносит жениху свое сюзане в качестве приданого. Разница лишь в том, что в древние времена вышивали покрывало сами, сейчас покупают готовое, но обязательно ручной работы.
А это мавзолей Саманидов, датируется 9!!! Веком. Был обнаружен в 20 веке и отреставрирован, но до нашего времени все равно очень хорошо сохранился.
Большая квартальная мечеть.
Крепость Арк
Мы с гидом наверняка обсуждаем вышивку сюзане, которое я подарю мужу по приезду. А то без приданого взял, нагую и босую.
Местный житель благодушно разрешил себя погладить.
Знаете, что явилось самым неожиданным в поездке? Одиночество. У большинства культурных памятников мы были одни. Никаких очередей за билетами, толп китайцев, селфи -палок, толкотни и перекрикивания гидов. Абсолютное ощущение пространства, места, истории. Можно все спокойно посмотреть, потрогать, почувствовать. В Узбекистане ноябрь считается концом сезона, поэтому туристов практически нет.
В мекке ковров. Смех смехом, а стоимость самого маленького (примерно 1,5 м2) начинается от 200 долларов и доходит до 15 тысяч. И вы знаете, очень симпатично выглядит,очень. Поездка получилась настолько атмосферной, что я все время представлял, как декорирую одну из комнат в подобном азиатском стиле, с обязательной аутентичной посудой. Сюзане на кровать, ковер на пол, множество подушек и устраивать такое вот чаепитие:
От организации тура мы остались в восторге. Очень слажено работала команда гидов и водителей. Рассказывали интересно, познавательно и не заунывно. Никто никуда не опаздывал и не завозил в специальные туристические места. Так что если вдруг среди вас найдутся желающие съездить, обращайтесь, дам вам все координаты.
Источник: travel.ru