В июле этого года, после капитальной трёхлетней реконструкции, в Риге вновь открыл свои двери крупнейший в Балтии авто-моторный музей. Прекрасный повод для того чтобы заглянуть внутрь и посмотреть чем же они там занимались целых 3 года и на что потратили более 8 миллионов евро. Не углубляясь в технические дебри, постараюсь рассказать о своих впечатлениях на уровне человека, никогда в жизни не видевшего капот изнутри, т.е. впечатления получились в формате: "Понравилось — не понравилось". Забегая вперёд скажу, что понравилось практически всё!
Есть версия, что здание музея выполнено по мотивам радиатора небезызвестной фирмы Роллс-Ройс. Что же, очень похоже на правду. Интересно, отгрохали бы когда-нибудь в свободной Латвии такой автомобильный музеище, если бы в 1985 году совет министров латвийской ССР не дал согласие на его строительство? Началась же история музея не в 1989 году, когда построили центральное "Роллс-Роевское" здание, а в далёком 1972-м, когда группа местных энтузиастов образовало рижский клуб любителей старинных автомобилей. Именно собрание этого клуба и стало основой музейной коллекции, ну там ещё советское министерство транспорта подбросило чуток экспонатов, но как понимаете, в наше время об этом не очень любят вспоминать. Следует добавить, что клуб автолюбителей существует до сих пор и регулярно организует ралли-мероприятия, так что не удивляйтесь, увидев в Риге вереницу ретро автомобилей. Но довольно истории, давайте уже заходить. Первое впечатление — полнейший восторг от световой музейной реализации! Именно так, приглашающе-интимно, на мой взгляд и должны выглядеть музеи, как незабвенные магазины "Abercrombie & Fitch", или же это магазины выглядят как музеи? Неважно. Важно, что выплывающие из темноты экспонаты, блистают на свету всеми своими медными и хромовыми деталями, словно пытаясь показать себя с лучшей стороны. Работники музея шустрыми продавцами бегают вокруг покупателей посетителей, ловя их вопросительные взгляды и стараясь объяснить любую мелочь. Может я что-то путаю и здесь можно было чего-нибудь прикупить?
Как вы наверняка знаете, история автостроения началась с трёхколёсной колесницы немецкого инженера Карла Бенца. Поэтому вполне логично, что экспозицию автомобильного музея открывает именно эта конструкция. Конечно же не оригинал. Первый экземпляр вообще не сохранился, даже в мюнхенском техническом музее стоит изготовленная в начале 20-го века реплика "Motorwagen Nummer 1". На заднем фоне виднеется мультимедийная стена "Длинная дорога к автомобилю", показывающая все вехи 5000-летнего пути от изобретения колеса к творению Бенца.
На последнем экране мультимедийной стены выезжает сам виновник торжества.
В плане информационного обслуживания рижский музей обыгрывает лучший (на мой взгляд) автомобильный музей России, московскую коллекцию Вадима Задорожного, в одни ворота! Кроме многочисленных медийных инсталляций, в Риге можно использовать такие интерактивные информационные стенды, выполненные на 3-х языках и поставленные, если не ошибаюсь, возле всех 11 тематических участков музея.
Информация предоставляется дозировано, только самое главное. И это правильно, никто не хочет утонуть в море технических деталей. Хорошо, что здесь не додумались как в мунстерском танковом музее сделать аудио-гид для блондинок женщин. При желании можно нанять гида, но лично мне информации хватило. Так с удивлением узнал, что выходец из Латвии был одним из пионеров автомобилестроения США. Предприятие Августа Крастиньша существовало недолго, но развернуться он тогда успел по-крупному. Кто знает, не сгори здание его завода в 1904-м году, разъезжали бы мы сейчас на "Krastin", а не на Фордах.
Форды тоже не были забыты. Конечно, изготовленная 15 миллионов раз, и до сих пор дешёвая (само собой, по олдтаймеровским меркам) "Модель-Т" должна присутствовать в любом уважающем себя автомобильном музее. Но почему-то напротив информационной стены, рассказывающей о новаторских фордовских успехах на ниве конвейеростроения, поместили немецкий автомобиль "Hansa". Любопытна история этого кабриолета. В 1914-м году в самом начале первой мировой войны двое немцев решили устроить ралли по дорогам российской империи. В общем, не очень хорошо получилось, но автомобиль каким-то чудом сохранился.
Рижских моторный музей, это не только собрание самодвигающихся повозок, но и огромное количество тематических предметов. Глаза разбегаются: собрания раритетных дворников, поворотников, автомобильных радио, коллекция редких номеров, выставлены даже такие бензоколонки 30-х годов с ручным насосом.
"Дикси" первый автомобиль, изготовленный под маркой BMW. Примечательно, что первая модель BMW производилась по лицензии британской Austin Motor.
Следующий экспонат меня впечатлил, дополненная виртуальная реальность в действии! Инсталляция называется: "Шасси Oldsmobile в действии" и представляет собой разобранную старинную машину с кучей планшетов, висящих со всех сторон. На экранах планшетов можно посмотреть на работу двигателя и на то как меняется внешний вид автомобиля с кузовом.
Добро пожаловать в 21-й век!
Пусть я не был в этом музее до реконструкции, но примерно представляю себе как он выглядел раньше. Вместо электронных информационных стендов повсюду стояли таблички и манекены, сделанные так неумело, что угадать в них реальных исторических персонажей было весьма затруднительно. Как хорошо, что от этой дешёвки отказались! Я лучше посмотрю, как Максим Горький (т.е. актёр) читает своего Буревестника. При этом принадлежащий Горькому красавец Lincoln V12 вышел на второй план.
По-моему, самые стильные автомобили делали в 30-ые годы, тогда пропала "угловатость" 20-ых и ещё не пришла послевоенная расчётливость. В результате один за другим появлялись такие пароходы дорог с названиями кузовов, звучащие как симфония: Фаэтон, Лимузин, Пулльман, Седан, Купе, Ландо.
Шикарно выглядят как президентские лимузины (в данном случае Кадиллак президента Латвии)
Так и машины для "народа".
Любопытный реквием реставратора, который буквально со слезами на глазах рассказывал как в советское время (читай, тёмные русские) пытались починить BMW, используя детали от Волги. Мол мы, латышские реставраторы, так на поступаем.
Если нам не хватает оригинальных деталей, то мы оставляем кузов в состоянии художественного недостроя.
Пожалуй, я немного преувеличил музейную интерактивность. На всё денег не хватило, поэтому то и дело попадаются такие деревянные викторины.
Для любителей тактильных ощущений и для тех кто забыл как выглядит кожа, дерево и стекло.
Музей не такой большой, на 3-х этажах собрано немногим более сотни автомобилей. Общая выставочная площадь тоже не впечатляет, какие-то 4000 квадратных метров. Пандус, ведущий на второй этаж, напоминает, что все экспонаты музея действующие, т.е. могут своим ходом добраться наверх.
Источник: travel.ru