Этот небольшой островок, расположенный в 2,5 километрах от столичного побережья, сыграл огромную роль в истории всей Африки. Во-первых, благодаря стратегическому расположению на крайнем западе континента у пересечения торговых путей, а во-вторых, из-за того, что помимо военной и административной функций остров выполнял еще и торговую, причем товар здесь предлагался очень специфический, но дорогостоящий и пользовавшийся высоким спросом. Еще в XV веке первые европейцы обустроили на острове оптовую базу по торговле рабами, с рынком, перевалочно-сортировочным пунктом и богатыми особняками работорговцев. Основными заказчиками выступали плантаторы Нового света, поэтому молодчики с приспущенными штанами из Южного Централа — потомки тех, кто был вывезен отсюда. Впрочем, им по барабану вся эта информация, что показывает отсутствие чернокожих туристов. Можно было бы еще придумать пару каламбуров с названием острова, типа «ох и хлебнули африканцы горя на острове Горе», но в историческом плане потомки бывших рабов, думаю, не за какие коврижки не согласились бы вернуться в Сенегал из своих фавел и городских окраин. До наших дней остров сохранился в очень приличном состоянии и является ключевой достопримечательностью Дакара и самым посещаемым местом страны.
Остров Горе связан с Дакаром паромным сообщением. Уже в зале ожидания морвокзала стало ясно, что сейчас место интересно только белым туристам, падким на всё, что ЮНЕСКО объявляет всемирным наследием, а редкие черные лица в пестрой толпе европейских так или иначе задействованы в их обслуживании: гиды и околотуристические прихлебатели, прямо на корабле начинающие предлагать сувениры и устраивать песни-пляски. Не успел я подняться на борт, как одна девушка протянула мне визитку, представившись хозяйкой сувенирного магазина, и пригласила заглянуть в ее галерею.
Контролер посадочных билетов. Девушки, надо сказать, в Дакаре более лояльны к фотографированию.
По чистоте в зале ожидании можно сделать вывод, что основной поток здесь — туристы.
Такие паромы каждый час ходят на Горе.
Плывем.
Яхта «…беда».
Рыбачья лодка на фоне крыш фешенебельного района Дакара.
Береговая линия Дакара. Со стороны и не скажешь, что это Африка.
Еще с моря заметна круглая постройка старого форта — визитная карточка острова.
Черепичные крыши, крашенные ставни. Так и хочется воскликнуть: «Ба, да мы в Европе!»
Причал встречает бирюзовым морем небольшой лагуны и песчаным пляжем.
Горе — совсем небольшой остров, площадью каких-то 0,182 км² (900 на 350 м), лучше всего это видно сверху. Постоянное население сейчас колеблется в районе тысячи человек, хотя в лучшие времена здесь проживало в два раза больше, при этом население самого Дакара в то время (конец 19-го века) было меньше 10000.
Как видно, весь остров — это дуга суши, на одном конце которой форт, а на другой — небольшой холм. Здания тесно ютятся между ними, причем дорожным покрытием здесь является… песок. Хотя о каких дорогах я говорю? Здесь нет не то что автомобилей, но даже багги и мопедов — они попросту запрещены.
В тени дерева находится касса, в которой нужно заплатить за свое любопытство посещение острова.
Коренная жительница.
Геометрия переулка.
Старинный особнячок.
Набережная. Вид в сторону форта.
Сойдя на берег, пассажиры парома разбрелись в разные стороны. Хождение толпой в таком маленьком пространстве не имело смысла. Я повернул вправо в сторону форта и отправился вдоль набережной.
В 1444 году на безлюдном острове высадились португальцы, вскоре их сменили голландцы, выкупив у местного вождя за небольшую сумму и обустроив перевалочный пункт для судов, следовавших в сторону Америки. (Оригинальное голландское название остров носит по сей день.) На смену голландцам пришли британцы, а следом и французы, ставшие последними хозяевами, до обретения Сенегалом независимости в 1960 году.
Официально вывоз рабов с острова Горе продолжался больше трехсот лет до запрета работорговли во Франции в 1848 году, хотя неофициально еще пару десятилетий после этой даты. Сложно посчитать, сколько человек прошло через камеры форта, но счет по общепринятым данным идет на миллионы. Наиболее реальной кажется цифра в 20 миллионов человек, хотя были отдельные фантазеры, называвшие цифру в десять раз больше. Удобнее места для перевалочного пункта и представить себе сложно. Мало того, что окружающий океан просматривается во все стороны, бежать отсюда вплавь было равносильно самоубийству, особенно с тяжелой гирей, прикрепленной к кандалам. С окончанием эпохи работорговли и последующим переносом администрации в Дакар Горе постепенно стал приходить в упадок. И хотя полтора столетия остров скатывался в своем военном, политическом и торговом значении, колониальные постройки для содержания рабов и их хозяев сохранились очень хорошо.
Новую жизнь место приобрело в эпоху расцвета массового туризма. Кто здесь только не бывал. Иоанн Павел II просил покаяния за злодеяния причиненные католиками коренным обитателям Сенегала, Нельсон Мандела спускался в подвал, где держали рабов, а в прошлом году на острове отметился Обама.
Форт.
В здании бывшего форта, построенного в 1850-е годы, сейчас расположен музей с экспозицией, посвященной тем славным временам.
Не понял, что значит этот экспонат. Может проводились какие-то раскопки?
Рисунок на стене музея. Вот так и жили жители прибрежных районов, когда их брали в плен другие жители прибрежных районов и сдавали за копейки как пустую тару перекупщикам, которые в свою очередь продавали их на плантации и каменоломни.
А такую картинку мы все видели в учебнике истории. Транспортировка рабов была делом хлопотным и тяжелым, огромная смертность — лучшее тому подтверждение.
Внутренний двор форта. Небольшие пушки смотрят в сторону Дакара.
Вид со стены форта на залив. Огромные стволы ржавых пушек подобно истуканам острова Пасхи валяются в левом углу кадра.
Хорошо, что хоть не порезали на металлолом, как грандиозные орудия острова Русский.
К форту примыкают несколько жилых домов. Пройдясь по узким улочкам, можно увидеть жизнь простых островитян — рыбаков и членов их семей, далеких от туризма и снисходительно позволяющих любопытным белым пришельцам нарушать их неторопливое течение жизни. Здесь дети снуют под ногами, женщины несут наполненные постиранным бельем тазы и практически не видно мужчин, те или ушли в море или уехали далеко на заработки.
Кактусы.
Вход со ставнями.
Котята.
Кошка в поисках пропитания.
Подобно водителям маршруток в Дакаре, раскрашивающим свои машины разноцветными надписями, рыбаки украшают свои лодки и дают им имена. Этой лодке досталось имя «Адидас».
Источник: travel.ru