Впрочем, сибирскотатарским называть село Ембаево будет не совсем правильно, это вполне интернациональный населенный пункт. Кроме сибирских татар в селе в достаточном количестве представлены русские и бухарцы. Именно последние основали это древнее село в начале 17-го века. Бухарские купцы вели успешную торговлю с Сибирью.
Когда я писал короткую заметку о парфеновкой мечети-новоделе, я не предполагал, что Ембаевская мечеть имени Нигматуллы Хаджи настолько привлекательна. К тому же историческая. Строительство мечети в 1884-1888 годах полностью спонсировал бухарский купец Нигматулла Кармышаков-Сейдуков. Мечеть пострадала в послереволюционные годы, но обошлось одной большой потерей — была сожжена библиотека. Здание сохранилось, в военные годы успело побыть школой-интернатом для эвакуированных детей. С 1989 года мечеть вновь действует.
Вместе с другими старинными постройками мечеть входит в состав Музея-заповедника села Ембаево.
Посетив музей я мог бы побольше рассказать вам об истории села и быте сибирских татар, но, видимо, это будет в следующий раз: кроме традиционного музейного выходного понедельника в музее оказывается установлен и общегражданский выходной день в воскресенье.
Пока пришлось довольствоваться созерцанием всех этих построек.
А таковых на центральной улице села, с не очень подходящим, как мне кажется, названием Советская, немало. Самым интересным мне показалось вот это каменное. Узнать что-либо о нем мне не удалось, может быть, посещение музея что-нибудь прояснит. Состояние здания, мягко говоря, не очень. Дом расположен в аккурат напротив музея. Наверняка у дома есть своя история. Почему бы его не восстановить и не включить в состав музея-заповедника?
В Ембаево, кстати, улицы носят имена лучших местных учителей и директоров школы. А также имена татарских поэтов и писателей. И если улицы Тукая и Мусы Джалиля встречаются повсеместно, то улицу Хади Такташа я встречаю впервые после Казани. А это уже детские воспоминания, т.е. из области особо приятного.
Частные деревянные дома не в лучшем состоянии. Их судьба полностью в руках владельцев.
Двухэтажные, предполагаю, принадлежали знати Ембаевских Юрт (именно так в старину называлось село).
Здание местной думы, похоже, здание ранней советской эпохи.
Есть в селе вторая мечеть, именуемая Малой. Издалека я подумал, что новодел. Оказалось, что на четыре десятка лет старше. Еще не отреставрирована. Архитектура мечетей очень схожа.
Отложив посещение музея на будущее, мы решили осмотреть еще одну старинную мечеть в деревянном исполнении. Для этого нам пришлось немного помесить грязь раскисших сибирских грунтовок и переместиться из Тюменского района в Нижнетавдинский. Но об этом в ближайшие дни.
Источник: travel.ru