Вот уже почти 37 лет как Иран живет под знамением достижений так называемой Исламской революции. Все это время страна находиться также под санкциями «наших западных партнеров». Так что на самом деле из себя представляет современный Иран, и его крупнейший город и столица — Тегеран?
В Тегеран, мы прилетели ранним утром, и по первоначальному замыслу, в этот же день должны были к вечеру улететь в старинный город Йезд (Yazd). Поэтому времени на просмотр крупнейшего в Иране города, было не много. И все же, впечатление мы составить успели. Город встретил нас яркой солнечной погодой, и морозным противным ветром.
Традиционно, подготовка к путешествию свелась к покупки авиабилетов на внутренние перелеты (как исключение из правил, поскольку система бронирования авиабилетов слабо интегрирована в интернет, и чаще всего для ее использования требовалось знание фарси), бронирование отелей, и загрузку в память смартфона карты городов Ирана и ключевых достопримечательностей. Вот собственно и все.
Далее в аэропорту, показав таксисту фото первой попавшейся достопримечательности, и поторговавшись для вида, мы отправились в Тегеран. К слову, торг был практически бессмыслен, так как тариф фиксирован, и написан для простоты пользования на каждой двери автомобиля. Если я правильно понял, то существует несколько тарифов, стоимость которых зависит от уровня комфортности автомобиля. И поскольку мы торговались, нас просто пересадили на автомобиль "по проще". ) Любопытно.
Достопримечательностью к которой мы устремились, была "Башня Азади", или "Башня Свободы". Это такие символические ворота в город, построенные в 1971 году (еще до революции) в честь 2500-летия Персидской империи. Внутри башни расположены различные выставочные комплексы, что-то вроде музея, и смотровая площадка, откуда можно посмотреть на город с высоты примерно 50 м.
Ну вот, пожалуй, самое характерное фото, символизирующее собой современный Тегеран. Это азиатская, хаотичная застройка городских районов, которые пересекают широкие проспекты как бы вырубленные в живой плоти городского хаоса. Большой, шумный мегаполис. Но это издалека.
При взгляде поближе, картина приобретает несколько более яркий образ. В глаза бросаются многочисленные портреты лидеров Исламской революции, прежде всего национального лидера имама Хомейни (культ личности которого сравним разве что с Лениным в СССР), и современного верховного лидера Хаменеи, которые как правило, на стенах домов выступают эдаким тандемом. Немало портретов и генералов различного толка, и мучеников революции, и насколько я понимаю современных шахидов.
В городе проживает около 10 млн человек, естественно пробки колоссальные.
Из международного аэропорта (IKA) Имама Хомейни (здесь все так), расположенного в 30 км от города, до площади Свободы, которая находится практически на окраине города мы добирались почти час. И примерно столько же, отсюда в исторический центр города. Хотя на карте последний маршрут расположен совсем недалеко.
Национальный флаг Ирана, расположенный в парковой зоне у площади Свободы (Азади). Типичная городская застройка.
По другую сторону, виднеется полоса аэропорта Мехрабат (THR). Это самый загруженный аэропорт Тегерана, отсюда нам улетать сегодня к вечеру в Yazd. Как Вы уже наверное догадались, в Тегеране расположено два аэропорта. Основные международные рейсы прилетают в удаленный от города IKA (туда же прилетает и AFL). Отсюда же самолеты развозят своих пассажиров в основном по внутренним направлениям, и близлежащим странам.
Западный терминал междугородних автобусов. К слову, путешествовать на междугороднем автобусе в Иране — удовольствие то еще! За эквивалент 6-15$, в зависимости от расстояния, Вас и накормят, и усадят в весьма комфортабельный автобус с креслами из бизнес-класса… Но не буду забегать вперед, расскажу еще.
Северную часть города окружают снежные пики хребта Эльбурс (написано правильно, не путайте с Эльбрусом). За горами примерно в 90 км расположено побережье Каспийского моря. В северной же части расположены высотные здания Тегерана, там — деловой центр города.
Еще одно любопытное место, куда бы я съездил бы — это телебашня Милад, высота которой составляет 435 метров, открыта в 2007 году. Примерно на высоте 275-300 метров расположена смотровая площадка, откуда надо полагать открывается замечательный вид на город и горные окрестности. Где-то на севере у подножья гор расположен также горный подъемник Точал, фуникулер поднимающий в горы на высоту около 4000 м над уровнем моря (Тегеран, расположен тоже на высоте 1700-2000 м над уровнем моря). Но работает подъемник увы, не каждый день, и в ограниченные часы. Так что-то нам — не повезло бы в любом случае.
Еще одна особенность Ирана в целом, и Тегерана в частности — огромное количество недостроенных объектов, часто даже заброшенных объектов. Это при том, что город растет, в стране реализуются многочисленные инфраструктурные проекты и т.д.
Знакомый нам уже проспект Азади, с портретом г-на Хаменеи. Кстати, обратите внимание по центру проспекта расположены, огороженные выделенные полосы для городских автобусов. Любопытно, на въезде в самом начале проспекта находится искусственное ограждение и дежурит спец сотрудник, который пропускает только автобусы. )
Спустившись, садимся в видавший виды мерседес, где-то из середины 60-х, и едем в исторический центр Тегерана.
Должен сказать, что Тегеран — не самое приветливое место в Иране, хотя и весьма интересное. Центральная, историческая часть города — это прежде всего базар. Но туда мы сегодня не пойдем, а прогуляемся по городским улицам.
В какой-то момент нашей активной фото сессии городских улиц, к нас направился патруль полицейских, которые на фарси что-то от нас хотели. Далее у нас состоялся эдакий диалог жестов, с использованием отдельных английских слов, смысл которых сводился к тому, что фотографировать полицейскую машину нельзя. Фу ты, я даже не заметил, что где-то здесь была полицейская машина…. ) Ну нельзя так нельзя. Позже выяснилось, что к запретам на фотографирование относятся и различные здания госучреждений, и некоторые технические сооружения, вроде телефонных вышек и прочего толка. На всех этих учреждениях стоят знаки запрещающие фотографировать.
Несмотря на некоторый вид запущенности улиц, экономика Ирана — одна из наиболее богатых в западной Азии и Ближнего Востока, по объему ВВП (18-е место во всемирном рейтинге 2015) . Основу экономики составляет сектор промышленности (до 41%), и сектор услуг (до 48%). Сельское хозяйство, в некогда аграрной стране, с патриархальным укладом, почти — 11% в структуре ВВП. До 45% доходов бюджета, приходится на экспорт нефти и газа. Но если страна находится под западными санкциями, куда же она продает нефть? Китай, Индия, Япония, Республика Корея, Турция.
Однако, несмотря на все эти цифры, меня не покидает чувство упадка, и сравнительной, повсеместной бедности. Хотя, все конечно стоит рассматривать в сравнении с другими странами. Если верить все тем же цифрам (из открытых источников), то уровень экономически активного населения Ирана — 26 млн человек (всего в Иране проживает 78 млн), или чуть более 33%. В РФ — 76,5 млн, или 53%. Впрочем, по уровню качества жизни (ИЧР), Иран занимает 69 место, а РФ — 50. ) Знать бы еще кто влияет на составление этих рейтингов?
Источник: travel.ru