Одним из главных открытий этого года для меня стала Мещёрская сторона. Край прекрасной, но дикой природы, редких и депрессивных городов и заброшенных и разобранных узкоколеек. С живого наследия последних, Тумской магистрали, я начинал знакомство с Мещёрой. До наших дней дожил участок "Владимир-Тумская", а когда-то она шла прямиком до Рязани. Единственным городом, оставшимся без железной дороги после её ликвидации, стали Спас-Клепики. Именно этот город, связанный в первую очередь с именем Есенина, мы в этот раз и посмотрим. Поиск следов бывшей железнодорожной магистрали входит в обязательную программу.
Спас-Клепики — один из самых компактных городов, что я видел. Территория, представляющая собой что-то кроме частного сектора, обходится здесь прогулочным шагом за час. Начинается город, если въезжать со стороны Рязани, очень резко. Вот мы едем по лесу, вот мы пересекаем реку Пру по мосту, сразу после него мы видим дорожный знак "Спас-Клепики", ну и всё. Проехав знак, мы оказываемся в центре города. Здесь встречает въездная клумба — интересная разновидность въездной стелы.
Административный центр Спас-Клепиков с историческим слегка расходятся. Здесь, на площади Ленина, — безликое правительственное здание, серебристый Ильич и большое пустое пространство:
На другом конце площади — почтамт и аллея памятников, посвящённых Героям СССР, родившимся в Клепиковском районе:
Но уже на соседней улице встречаются старые здания. Здесь нас слегка напряг играющий на всю улицу шансон. Дело к вечеру, погода хорошая. Первая мысль — у кого-то из машины звучит. Оказалось, колонку на улицу выставил один из магазинов. Странноватый PR.
В центральной части Спас-Клепиков сохранилось приличное количество красивой старины. Фасады, конечно, заметно облеплены рекламой, но всё же не так фатально, как, например, в Киржаче. Зато очень много старых зданий обшито сайдингом, что несомненно портит вид. В Спас-Клепиках это прям тренд какой-то.
Село Клепиково известно с XVI-го века. Разрослось оно, как это часто бывает, за счёт бойкой дороги — Касимовского тракта, проходившего через него. Благодаря ему здесь худо-бедно развивалась торговля. Со временем подтянулась и промышленность: в XVIII-м веке здесь работала полотняная фабрика, а в XIX-м стали производить вату. Ватная фабрика и сегодня является одним из основных производств в городе.
Спас-Клепики — город действительно очень маленький. До 1920-го он был посёлком. Смотрительница есенинского музея вообще сказала, махнув рукой, что по сути это и сегодня село.
За два года до того, как стать городом, Спас-Клепики вошли в историю крестьянским восстанием. Местное население, находившееся, мягко говоря, не в восторге от не успевшей окрепнуть советской власти, устроило зверский самосуд над командированными в город представителями губернской чрезвычайной комиссии. Эта мрачная история, пожалуй, — наиболее яркий эпизод за все пять сотен лет существования Спас-Клепиков.
Показателен тот факт, что город и райцентр Спас-Клепики уступает по численности населения посёлку Тума, входящему в состав Клепиковского района. Более того, в Туме есть железная дорога, солидный автовокзал и роскошная церковь, а в Клепиках же ничего этого нет.
Железная дорога, заканчивающаяся в соседней Туме, когда-то соединяла Владимир и Рязань. Участок от Владимира до Тумы сохранился благодаря перепрошивке его на широкую колею, а вот от Тумы до Рязани пути разобраны. Именно на разобранном участке находились Спас-Клепики, так что железной дороги в городе больше нет.
Касимовский тракт, некогда давший городу путь в жизнь, также превратился в местечковое Егорьевское шоссе. Более того, Спас-Клепики оно обходит по объездной, а вот Туму — насквозь. Объездная для экологии и траффика — это хорошо, а вот для экономики маленького провинциального города — не очень.
Даже администрацию национального парка перенесли в Гусь-Хрустальный. Чем в итоге Спас-Клепики живут сегодня? Одной только ватной фабрикой, объёмы производства на которой вряд ли сильно высокие? Даже в депрессивном Курлово с работой должно быть лучше.
То, что Спас-Клепики — сердце Мещёры, отражено во всяческих местных названиях и наименованиях, как это было принято в СССР. Вот, например, кинотеатр "Мещёра":
До недавних пор в Спас-Клепиках находилась администрация национального парка "Мещёрский", расположенного на территории Рязанской области. Однако в апреле 2016-го его присоединили к другому национальному парку — "Мещёра", что во Владимирской области. Выглядит логично: кому нужны одинаковые образования с почти аналогичными названиями и функциями, разделённые только лишь административной границей. Если раньше за право называться столицей Мещёры в равной степени могли бодаться Спас-Клепики и Гусь-Хрустальный, то теперь Гусь — единственный претендент на это звание. Визит-центр парка, которому принадлежит этот резной плакат, впрочем, расположен именно в Спас-Клепиках:
Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны:
Рядом с мемориалом, в сквере, по случаю 50-летия Победы установлен самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт Л-29 "Дельфин":
Обратите внимание на количество мошкары в левой части кадра. Совершенно не ожидал с таким столкнуться в октябре:
Самое красивое здание города с изумительным резным фасадом. Про его историю интернет неожиданно ничего не знает. Вероятно, особняк какого-нибудь купца или промышленника времён расцвета Клепиков как торгового села.
До недавних пор в нём располагался Клепиковский технологический техникум. Сейчас отдельные помещения арендуются различными организациями. Хорошо хоть совсем не забросили, как ратушу в Сортавала.
В крохотном центре Спас-Клепиков организовано аж несколько бульварных зон. Это очень здорово, что прогуляться можно не только вдоль дорог:
Источник: travel.ru