Главная » Советы туристу » Суздаль. Монастыри города

Суздаль. Монастыри города

В Суздале такое множество храмов, церквей и всевозможных обителей, что за один-два поста всего не расскажешь и не покажешь. Одних только монастырей здесь целых пять! Потому и приходится делить повествование на несколько блоков, чтобы хоть как-то охватить всё многообразие религиозной застройки этого древнего города. Мы уже посетили два главных монастыря: мужской Спасо-Евфимиев и женский Покровский монастырь. Сегодня же пробежимся по остальным трём: Ризоположенскому, Александровскому и Васильевскому.

Начнём с первого…



Один из древнейших монастырей России, Ризоположенский монастырь был основан в 1207 году. Т.е. ещё до татаро-монгольского нашествия. Как правило, места для основания обителей выбирались если не около кремля и посада, то в непосредственной близости от них. Новый скит был возведён по тому уже принципу, то есть вне городских укреплений Суздаля, состоящих из насыпных валов, стен и башен.

Однако, во времена тяжелого лихолетья монгольского нашествия это не помешало дать отпор врагу. В 1238 году хан Батый, захвативший весь остальной город, так и не смог взять Ризоположенский монастырь. Сейчас — это тихое, немного обветшавшее место. Сооружений XIII века в монастыре, разумеется, не сохранилось, но кое что всё же заслуживает нашего внимания.

Например — знаменитые двухшатровые Святые ворота (1688 год) — главный вход на территорию обители. В своё время были удачно покрашены в красный и белый цвет, и сейчас являются чуть ли не самым фотографируемым местом в Суздале:



В центре, как и полагается, возвышаются две доминанты монастыря: Преподобенская колокольня и Ризоположенский собор, относящиеся, к слову, к разным эпохам:



Ризоположенский собор — самое древнее сооружение монастыря, дошедшее до наших дней. Он был возведён в 1520-1560 годах, при царе Иоанне Грозном. Интересно, как происходило изменение внешнего облика храма, а особенно его верхней части. Изначально купола собора были примерно такими же, какими мы видим их сегодня, т.е. шлемовидной формы. Однако, были времена, когда его венчали и привычные нам «луковки». В таком облике он простоял с XIX века вплоть до прихода к власти в стране большевиков. В 1929 году барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в конце 1960-х годов в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма:



У основания Ризоположенского храма стоит памятник в честь победы русского оружия в войне 1812 года, установлен к 190-й годовщине Бородинской битвы:



Внутри собора достаточно просто и аскетично, очень пахнет ладаном:





На выходе из собора можно обратить внимание на богато декорированную паперть, прилегающую к храму с запада:



Помимо интересных архитектурных решений, здесь можно поразглядывать полихромные изразцы, украшающие наличники портала:



Здесь же возвышается самое высокое строение всего Суздаля — Преподобенская колокольня, шпиль которой (высотой 72 метра) виден практически с любой точки города. Местная легенда приписывает создание этого монументального сооружения патриотическому желанию горожан увековечить славу русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Интересно, что в общий архитектурный стиль древнего монастыря колокольня никак не вписывается, так как построена была в традициях классицизма, типичного для того времени. Тем не менее, сегодня Ризоположенский монастырь без своей колокольни представить уже сложно. На неё, кстати, можно подняться. Для панорамных снимков ничего лучшего здесь не найти совершенно точно. Нам, правда, не повезло — колокольню реставрировали…



Вообще, должен признаться, сюда мы пришли не в очень подходящее время. Повсюду проходили какие-то строительные работы, туда-сюда сновали люди в спецовках, гудели перфораторы и отбойные молотки. Впечатление немного смазывалось:



В общую картину тотальной стройки хорошо вписывались «декорации» полуразрушенных коммунистами остатков монастырских строений. Вот, к примеру, остатки Сретенской трапезной церкви, построенной в 1882 году. До наших дней дошли только стены из красного кирпича. Остатки декора указывают на её принадлежность к псевдорусскому стилю. В советское время после закрытия монастыря здание использовалось сначала в качестве клуба, а позднее как кинотеатр:



А это сохранившиеся Святые ворота бывшего Троицкого монастыря, когда-то соседствовавшего с Ризоположенским, но в 1764 году упразднённого и вошедшего в состав более древнего «собрата»:



Ещё одно дошедшее до наших дней строение Троицкого монастыря — угловая башня у Святых врат. Сегодня она выглядит как полуразрушенная, никому не нужная конструкция, а в своё время выполняла важную роль настоящей сторожевой башни:



Вообще, начиная знакомиться с историей Ризоположенской обители, сразу же понимаешь насколько сильно она пострадала от большевистской идеологии. После революции в 1923 году монастырь был закрыт. С Преподобенской колокольни были сброшены все 12 колоколов и увезены на переплавку. Тогда же в помещениях монастыря расквартировали охранников суздальского политизолятора, разместившегося в Спасо-Евфимиевом монастыре. А в самом Ризоположенском соборе, как уже писалось выше, была устроена электростанция. Что касается Святых ворот монастыря, то в этом уникальном памятнике суздальского зодчества находился сначала крольчатник, а потом склад горючего… Такие были времена. Сложно было поверить, что когда-то здесь возобновятся богослужения.

И только через 76 лет, в 1999 году монастырь был передан русской православной церкви и возобновлён в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

…А мы выдвигаемся к следующему пункту нашего маршрута по монастырям Суздаля — древнему Александровскому монастырю, расположенному совсем неподалеку от Ризоположенского:



У Святых ворот установлена табличка, говорящая о том, что монастырь является действующим мужским, и которая сразу вводит в ступор «неподготовленных» посетителей, так как исторически он всегда считался женским, и об этом достаточно широко известно. На самом деле так оно и было. Но в 2006 году, после долгих лет забвения и нищеты Александровская обитель была возвращена Русской Православной Церкви, но уже в качестве мужского монастыря.

Кстати, обратите внимание, как похожи эти Святые врата с вратами Троицкого монастыря, о которых упоминалось выше. Это совпадение не случайно: ограда и башни Александровской обители возводились под руководством Ивана Грязнова, участвовавшего в конце XVII века также в строительстве Троицкого и Ризоположенского монастырей. Это практически копии друг друга:



Элемент декоративного украшения Святых ворот:



Сам Александровский монастырь расположен в очень живописном месте на левом берегу реки Каменка, и по преданию, был основан в 1240 году Александром Невским для сирот и вдов, оставшихся без пищи и крова после монголо-татарского погрома 1238 года. Практически сразу же стал именоваться Большою Лаврою и служил усыпальницей суздальских княгинь.

Древние памятники не дошли до нас, все сохранившиеся постройки относятся к XVII столетию. По сути единственными сооружениями архитектурного ансамбля монастыря являются Вознесенская церковь и стоящая отдельно шатровая колокольня. Обе построены в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I:



Колокольня, кстати, интересна тем, что она — единственная в Суздале колокольня, стены которой почти лишены украшений:



Как исключение можно отметить лишь фигурные наличники на редких окнах:



А кое-где были замечены и такие древние таблички с нечитаемыми уже письменами:



Современное деревянное строение неизвестного предназначения. Возможно, монашеская келья, которую я видел ещё в Покровском монастыре. Надо сказать, такие типовые домики — отличительная черта многих суздальских монастырей. Создаётся впечатление, что работал один застройщик:



Видавшие трудные времена смуты и политического разброда, монастырские стены и Святые Врата сегодня выглядят несколько запущенно. Всё заросло травой, а на самих воротах — внушительного вида деревянный засов. Да и вообще, за всё время нашего здесь пребывания, мы не встретили ни одного человека. Всё тихо, спокойно и умиротворённо:



А в центре «покоя и умиротворения» — большой поклонный крест:



Это, наверное, самый тихое и безмятежное место всего Суздаля. Но имеются сведения, что в скором времени на территории Александровского монастыря планируется открыть церковно-приходскую школу, основным направлением которой будет подготовка иконописцев, кузнецов, резчиков по дереву и даже зодчих. Есть все основания предполагать, что обитель снова заживёт бурной общественной жизнью:



А у нас на очереди последний монастырь — мужской Свято-Васильевский.

Как и Александровский, он имеет давнюю и богатую на события историю. Сегодня уже точно неизвестно когда именно были возведены первые строения на этой территории. Дошли сведения только о том, что возник он в XIII веке как форпост городской крепости на дороге, ведущей от суздальского кремля в Кидекшу. Легенда связывает его основание с Владимиром Красное Солнышко и крещением суздальцев как раз на том месте, где сначала построили дубовую церковь, а теперь стоит Васильевский собор.

По более проверенным данным, уже сам монастырь все же был заложен в XIII веке. Как отдельная обитель, он просуществовал до времен Екатерины II, а позднее был лишен своих земельных владений и приписан к Спасо-Евфимиеву монастырю:



Главным храмом Васильевского монастыря является Васильевский же собор, основанный в 1662-1669 годах:



Несмотря на то, что это главный храм всей обители, с виду он выглядит достаточно просто и аскетично. Некоторые даже видят в нём некое сходство со старинной крепостью (что, в общем-то, недалеко от истины, если вспомнить историю его возникновения). Скорее всего, он выглядел бы более торжественно, будь у него 3 купола, вместо одной небольшой главки. И надо сказать, такие замыслы были — современные архитекторы изучавшие собор убеждены, что изначально он задумывался как трёхглавый, но затем планы по неизвестным причинам поменялись.

В XIX веке к храму была пристроена трехъярусная колокольня, которая выглядит более нарядной, но только на фоне Васильевского собора:



В завершении всей прогулки хотелось бы отметить одну интересную особенность, которая постоянно обращала на себя внимание, а именно — почти полное отсутствие интереса ко всем трём вышеописанным монастырям со стороны приезжих путешественников и туристов из России. Не знаю с чем это связано, но в отличие от Покровского, и уж тем более Спасо-Евфимиева монастыря — о них будто никто и не знает.

Может быть я ошибаюсь, может просто так совпало. Возможно. Но хотелось бы посоветовать не пренебрегать этими местами. Там по-настоящему интересно. Патриархальный древний Суздаль здесь чувствуется особенно отчетливо, без привычного туристического наслоения.

Источник: travel.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...