Столица древнего царства Шангшунг, город Куньлунг, расположена в фантастически красивой долине, где от форм и цветов устремляющихся к небу пещерных амфитеатров, напоминающих раскрывшую крылья мифическую птицу, перехватывает дыхание. «Серебряный дворец Гаруды» редко посещается туристами и был закрыт аж до 2004 года, так что Вы сможете практически в одиночку побродить по склонам города и заглянуть во многие пещеры.
От монастыря Гуругьям до долины Гаруды и Куньлунга, наверное, около часа езды или даже меньше.
Целебные источники, когда-то наполнявшие ванны из белого известняка, уже практически пересохли. Ещё в 2010м году здесь можно было хотя бы омыть ноги, сейчас же при наличии такого желания потребуется перейти на другую сторону реки.
В немногочисленных репортажах о посещении Куньлунга, колыбели религии бон, упоминается, что мост увешан головами и черепами животных, дабы защитить долину и паломников от злых духов. Однако ни в этот раз не видел ни одного ячьего черепа, ни по прошлому визиту не припоминаю.
Вдалеке уже виднеются причудливые формы «Серебряного дворца», но первыми взору путников предстают очень древние ступы.
Сложно сказать, сколько столетий данным ступам, Шангшунг в принципе мало изучен учёными, и сведений о некогда великом царстве катастрофически мало.
Около ступ можно обнаружить множество глиняных ступок и медальонов тса-тса и камней с выбитыми на них мантрами, принесённых паломниками.
За очередным поворотом открывается панорама Куньлунга: город лежит у подножия горной стены красно-оранжевого цвета с широкой серебристой полосой, по цвету которой возвышающийся на соседнем холме дворец и получил своё название.
Рядом на холме — небольшое, появившееся, видимо, совсем недавно святилище, увенчанное статуей птицы Гаруды. Гаруда — мифическая птица, укравшая эликсир бессмертия. Считается, что будда Шакьямуни в одной из инкарнаций был Гарудой, поэтому Гаруда изображается в виде человека, но с головой и крыльями птицы, в клюве она держит змею-нага, с которыми всегда воевала. Змеи в буддизме символизируют гнев и злость. Гаруда же считается одним из символов просветлённого ума, поэтому своим клювом она старается вытащить змей из голов людей, облегчая их путь к просветлению. На тханках Гаруду изображают обычно красного цвета, как олицетворение элемента огня.
Понимая, что это мой второй и, возможно, последний визит в долину Гаруды, я намеревался облазить как можно больше и забраться как можно выше. Своё время в таких уникальных местах надо ценить.
Скалистые башенки с зияющими дырами пещер притягивали к себе, и так хотелось бы примерять на себя роль первооткрывателя, исследователя или археолога.
Китайцы построили на особо крутых склонах лестницу с перилами для обеспечения безопасности туристских групп, так как съехать по сыпухе кое-где можно легко и непринуждённо. С одной стороны, хорошее дело, с другой — нарушает первозданность пейзажа. А чем выше забираешься, тем всё шикарнее виды начинают открываться.
Но давайте заглянем внутрь нескольких пещер и попытаемся представить, как жили люди во времена Шангшунга.
Яркое тибетское солнце создавало интересные сюжеты.
В пещерах видны следы пребывания паломников — шарфы-хадаки, глиняные фигурки и др.
Некоторые пещеры были дочерна обожжены. А оставленные шкуры позволяют задуматься, что возможно, бонцы и по сей день проводят в колыбели своей древние религии тайные ритуалы.
Фрески вряд ли сохранились со времён Шангшунг, скорее они появились позднее. Хотя что мы можем знать об истории этих мест, когда почти не осталось никаких документов, несущих хоть какую-либо информацию.
И вот мы достигли самой высокой легкодоступной точки Куньлунга. Выше на серебряных стенах виднеются пещеры, добраться до которых без альпинистского оборудования не представляется возможным. Как попадали туда люди в давние времена — тоже загадка. Хотя можно начать рассуждать, что практически ровная горизонталь, разделяющая скалы Куньлунга на серебристую и красную части — уровень мирового океана.
Фантастическое место, слова тут будут уже излишни.
Но постепенно пора спускаться вниз и возвращаться к автобусу. По пути, впрочем, ничто не мешает исследовать ещё несколько пещер
Подозреваю, что каменная кладка гораздо менее древняя, чем сами пещеры. Возможно, здесь сидели в затворничествах йоги-отшельники.
С чувством полнейшего удовлетворения под жарким солнцем покидаем Куньлунг и около статуи Гаруды не раз оборачиваемся, что ещё раз запечатлеть в своей памяти и на камерах потрясающие виды «Серебряного дворца».
Напоследок мы немного полежали в горячих источниках у изгиба реки, переваривая восторг от увиденного. А вокруг по-прежнему ни души. Время здесь словно замерло.
Источник: travel.ru