Остатки древней кхмерской столицы Харихаралайи сегодня именуются как «храмовая группа Ролуос», и находятся в 15 км к юго-востоку от камбоджийского города Сиемреап. Формально первой столицей Ангкорской (Кхмерской) империи был священный город Махендрапура, основанный на горе Пном Кулен в 50 км севернее Ангкора, но сейчас от него мало что осталось, и мне было откровенно лень искать руины Махендрапуры в пномкуленских горах. Джаяварман II, считающийся основателем Кхмерской империи, строил Махендрапуру скорее как место возможного убежища, так как на горе можно было легко держать оборону, но вот жить и заниматься хозяйством весьма проблематично. Поэтому Харихаралаю можно по праву считать настоящей первой столицей империи кхмеров.
Главный храм-гора Харихаралайи — пирамида Баконг.
Для начала, немного истории.Собственно, откуда взялись кхмерские государства?
Первым развитым государством в Камбодже было королевство Бапном или Фунань в китайской транскрипции. Основали Бапном выходцы из Индии, прежде всего из Кушанской империи в начале 1 тыс. н.э. В эти далекие времена Индокитай поддерживал активную торговлю с Западным миром, не только с Индией, но и с Римской, а впоследствии Византийской империей. Во многих городах Индокитая найдено множество римских монет и различных артефактов, имеющих западное происхождения — статуэтки, светильники.
Примерно в это же время, кочевые династии скифов и кушан-юэчжи в течении нескольких столетий формировали правящую элиту в Индии. Во времена различных политических катаклизмов некоторые представители кушанской элиты эмигрировали на Восток в страны Юго-Восточной Азии, тем самым формируя местные королевские династии. Таким выходцем из Индии был и основатель государства Фунань-Бапном — Каундинья. Он женился на местной царице, и их потомство образовало первую династию фунаньских царей.
Интересно, что в 5 веке н.э. еще один брахман Каундинья захватывает власть в Фунани еще раз. По сути, вся культура Камбоджи формировалась такими вот выходцами из Индостана.
Они принесли свою религию — брахманизм, а впоследствии буддизм. Частично сформировали в Индокитае индуистское общественное устройство — кастовую систему. И даже дали название стране, ведь Камбоджа — слово иранского происхождения. Ранее Камбоджей называли горное плато на севере Индии в районе современного Афганистана. Возможно это название выходцы из Кушанской империи перенесли по аналогии на горную местность к северу от Фунани-Бапнома, где собственно и обитали предки современных кхмеров.
Оборонительный ров, окружающий храмовую гору Баконг.
Края рва были выложены камнем, часто даже дно каналов и рвов выкладывалось кирпичом и каменными плитами.
В 5 веке в Фунани существовал титул приближенного к царю — куджула, по имени основателя Кушанской империи Куджулы Кадфиза.
Из Индии пришла в Камбоджу и письменность. Древнейшая надпись в Юго-Восточной Азии найдена на территории современного южного Вьетнама, там где Фунань граничило с государством Тямпа. Написана она на санскрите, кушанским шрифтом.
Даже когда в Камбодже уже хватало своих брахманов, наиболее знающих и авторитетных продолжали приглашать из Индии. Например, в 7 веке ко двору царя Ишанавармана I прибыл скифский шако-брахман Дургасвамин, который незамедлительно женился на дочери царя.
Индусы сформировали у кхмеров представление о горе Меру, которая плавает в мировом океане и является центром мира. Это представление наложилось на местный культ горы. Поэтому все храмы Кхмерской империи строились по аналогии с горой Меру — в центре храмовой территории находилась священная гора (искусственная или натуральная), окруженная водной гладью обширных рвов, которые символизировали собой мировой океан.
На снимке со спутника хорошо видны два рва вокруг храмовой пирамиды Баконг в Харихаралае. Ближний к пирамиде ров шириной 60 метров, он весь зеленый на фото, так как зарос растительностью, второй ров шириной 50 метров (внешнее кольцо, вернее квадрат), сейчас он частично высох, но все равно его очертания хорошо просматриваются.(Фото кликабельно)
Внутренний ров вокруг Баконга.
С "большой землей" храмовая пирамида соединялась двумя дамбами — с запада, и с востока. Главный вход всегда был на востоке (исключением стал только Ангкор-Ват)
Баконг — первый кхмерский храм полностью построенный из камня. До этого все храмовые постройки возводились из кирпича. Правда, каменной была пирамида Ронг Шьен в Махендрапуре, но сейчас она сильно разрушена, что затрудняет ее изучение.
Кхмерская храмовая гора — это массивное каменное основание, на котором стоят небольшие храмы башни — прасаты. Внутри прасатов находились изображения божеств и главного символа царской власти в Кхмерской империи — шиваитской линги, олицетворявшей божественную мощь кхмерских правителей.
Свою божественность основатель Кхмерской империи Джаяварман II получил в 802 году на горе Пном Кулен, где он заложил город Махендрапуру. Для проведения процедуры по обожествлению царя, из Индии был выписан особо знающий брахман Хираньядама — ведущий специалист по индуистской магии. Это дело нельзя было доверить местным жрецам, поэтому Хираньядама специально обучал главного придворного брахмана Джаявармана II Шивакайвалью ритуалу девараджи в результате которого, царь превращался в Чакравартина (Повелителя Вселенной) и Живого Бога.
В дальнейшем Шивакайвалья и его родственники полностью приватизировали магические функции в Кхмерской империи. Этот род брахманов постоянно поддерживал родственные связи с царской династией.Жрецы отдавали своих дочерей в жены правителям и также женились на женщинах из царской семьи. В итоге вся кхмерская элита стала состоять почти из одних служителей культа, поэтому Кхмерскую империю можно во многом считать теократическим государством.
По свидетельству китайских источников, кхмеры до 7 века н.э. активно практиковали человеческие жертвоприношения на вершинах своих храмов гор. Но начиная с 9 века, это безобразие стало постепенно сходить на нет. Чему поспособствовал третий правитель Кхмерской империи Индраварман I, он назначил верховным гуру брахмана Шивасому, который в молодости учился в Индии у великого мудреца и религиозного реформатора Шанкары.
Шивасома начал активно бороться с тантризмом, различными неуставными йогами и прочими безобразиями. Основная цель его реформ — жестко структурировать все религиозные ордена и поставить их на службу государству. В итоге о человеческих жертвоприношениях стало почти ничего не слышно (правда, необязательно они исчезли, например в буддийской Бирме они существовали вплоть до 19 века), но тантрики все равно остались, проявляя себя периодическими восстаниями против центральной власти.
Именно Индраварман I закончил строительство святилища в Баконге в 881 году, начатое еще при Джаявармане II. Он же построил и многие другие храмы и по праву считается главным строителем Харихаралаи.
Баконг стал погребальным храмом-мавзолеем для Индравармана I, его посмертное имя Ишваролока. Пепел от погребального царского костра хранился в урне на вершине пирамиды в главном прасате.
Впоследствии, многие правители Ангкора перестраивали и реставрировали Баконг, тем самым отдавая дань памяти первой имперской столице.
Эти каменные мутанты на уступах храма, на самом деле, фигуры слонов, которые несколько поизносились за более чем тысячу лет.
Главный прасат в Баконге был восстановлен в середине 20 века методом анастилоза, когда разрушенный памятник собирают из отдельных сохранившихся фрагментов. Анастилоз активно применяют для восстановления храмов Ангкора, и надо заметить, что этот метод реставрации себя полностью оправдывает.
Иногда о пирамиде Баконг пишут, что она построена из блоков песчаника. Это не совсем верно, так как основным камнем при возведении пирамиды был латерит, а песчаник использовался только для облицовки. А само основание пирамиды всегда сооружалось из земли и различного каменного боя, которое обкладовалось каменными блоками.
На фото виден внутренний латеритовый слой кладки.
Сейчас на территории храма находится буддийский монастырь — это здание с золоченной крышей.
Центральную гору окружало несколько храмов-прасатов. Все они выполнены из кирпича, в доангкорскую эпоху камень при строительстве применялся редко. Поэтому эти прасаты отголоски строительной культуры древнего Бапнома и государства Ченла. Все они имеют индийское происхождение.
Фигура небесной танцовщицы — апсары, выполненная из резного кирпича.
Небольшой храмик рядом с главной пирамидой. Все кхмерские храмы имели одну и туже структуру — ступенчатое основание и небольшой храм-башня наверху. Менялись лишь размеры сооружений и количество прасатов на платформе.
Остаток священной змеи Наги, здесь она похожа на простое бревно. Впоследствии, кхмеры будут изображать Нагу на всех дамбах ангкорских храмов.
Когда-то внешний периметр Баконга был укреплен валом и деревянными стенами, сейчас от них не осталось и следа.
Остатки внешнего рва святилища, сейчас он используются под посевы риса.
Надо признать, что до того как Джаяварман II заложил город Харихаралайю на равнине к северу от озера Тонлесап, здесь уже существовали населенные пункты и весьма крупные. Это были города государства Ченла, от них практически ничего не осталось. Но один объект все же смог сохраниться, хоть и дошел не в лучшем виде. Речь идет о самой древней из найденных кхмерских пирамид — это Прасат Ак Ем, находится он на южном крае гигантского водохранилища Западный Барай. Предполагается, что Ак Ем был центром древнего города Амарендрапура, в самом начале 11 века этот город был полностью уничтожен кхмерами при строительстве гигантского водоема.
Но кое что осталось, на фото ниже остатки главного прасата, который стоял на вершине пирамиды Ак Ем. Сейчас все сооружение скрывается под земляной дамбой Западного Барая. Высота дамбы около 20 метров, а ширина у основания почти 100 метров, поэтому она почти полностью поглотила главный храм Амарендрапуры, остальная часть города ушла по воду.
Руины Прасата Ак Ем.
Есть кхмерская запись, повествующая о том, что Амарендрапуру основал "божественный" Джаяварман II, как и Харихаралайю и город на горе Пном Кулен. Но это маловероятно, во-первых он основал за короткий срок слишком много городов, что само по себе вызывает сомнение. Во-вторых, в районе Западного Барая была найдена стела царицы государства Ченла Джаядеви, которая датируется 713 годом, эта находка подтверждает, что здесь еще за 100 лет до Джаявармана II находился один из центров царской власти. Возможно, Джаяварман только перестроил уже существующий храм.
Кстати, сам факт существования правителя женского пола — Джаядеви правила после смерти своего мужа, Джаявармана I, говорит о том, что положение женщин в брахманской Камбодже существенно отличалось от положения женщин в брахманской Индии, где как известно женщина всегда существо второго сорта. Но об этом чуть ниже..
Пирамида Ак Ем была построена целиком из кирпича, и что удивительно, она не уступала размерами Баконгу — главному храму Харихаралайи. Обе пирамиды имеют одинаковую высоту — около 15 метров, но основание Ак Ема больше — это квадрат со сторонами 100 на 100 метров, в то время как у Баконга — 70 на 70.
Сейчас Ак Ем полностью засыпан землей, что мешает воспринимать его размеры.
На уступах пирамиды разросся лес, но выявить их можно, если спуститься вниз по тропинке.
В середине 20 века была сделана попытка расчистить Ак Ем, это означало, что надо снять несколько тысяч кубометров грунта, что неминуемо привело бы к прорыву плотины — и все воды гигантского водоема смыли бы город Сиемреап в озеро Тонлесап. Естественно все работы были вовремя прекращены.
Источник: travel.ru