Главная » Советы туристу » Шигатзе: монастырь Ташилунпо

Шигатзе: монастырь Ташилунпо

Монастырь Ташилунпо был основан в 1447 году учеником ламы Цонкапы, которого впоследствии признали первым Далай Ламой. Когда в Тибете правил Далай Лама V, он утвердил, что его учитель, бывший в то время настоятелем Ташилунпо, является манифестацией будды Амитабхи, причём четвёртой по счёту инкарнацией. Линия перевоплощений берёт начало от Кхедрупа Чже, одного из двух главных учеников мастера Цонкапы. Настоятеля уже носил титул Панчен, что с тибетского можно перевести, как «великий учёный». Таким образом, он стал четвёртым Панчен Ламой, и с тех пор Ташилунпо стал резиденцией Панчен Лам.



Паломники часто сначала совершают Кору вокруг монастыря, поднимаясь на склон горы, у которой расположена вереница построек Ташилунпо, а затем спускаются обратно в город и идут в монастырь поклониться 26-метровой статуе будды Майтрейи.



Путь по малому кругу занимает около часа, и в лучах утреннего солнца Вы по-настоящему сможете насладиться прогулкой по этой святой тропе бок-о-бок с пилигримами. Вращаются молитвенные барабаны с заложенными внутрь рулонами бумаги, исписанными мантрами, ветер треплет молитвенные флажки лунг-та, стукают друг о друга бусины чёток, а губы паломников шепчут молитвы.



В верхней части Коры встречаются изображения будд и бодхисаттв, выдолбленные в скалах и ярко раскрашенные. Паломники останавливаются для молитвы и подносят им шарфы-хадаки.



Зелёная Тара — к ней очень часто обращаются за помощью тибетцы. Про богиню Тару и её воплощения я не раз писал в предыдущих постах.



Напоминающая Поталу крепость — замок бывшего правителя Тибета, построенный в начале XVII века. Дзонг был разрушен во время «культурной революции» в 1961м году, но в 2007м восстановлен. В былые времена Шигатзе разрастался по долине как раз от дзонга.



Но вернёмся к истории Ташилунпо. В 1728м году начали нарастать трения между областью Цанг, центром которой является Шигатзе, и регионом У со столицей в Лхасе. Китайский император Манчу даже умудрился каким-то образом повлиять на тибетское правительство и добиться присуждения Цанг суверенитета от Лхасы. Так китайцы пытались настроить двух лам школы Гелуг против друг друга. Панчен Ламы в XVIII-XX веках вели переговоры с Англией и другими западными политиками независимо от Лхасы.



Могущественный Далай Лама XIII решил вернуть Шигатзе и Ташилунпо под контроль Лхасы и поспособствовал тому, что Панчен Лама IX уехал в Китай, где и провёл оставшиеся годы своей жизни. Панчен Лама X родился в 1938м году в регионе Амдо и после оккупации Тибета находился под контролем китайцев до своей смерти в 1989м году.



Вопрос о поиске инкарнации и назначении нового Панчен Ламы был поднят в 1995м году, но одного мальчика признал новым воплощением сам Далай Лама, находящийся в изгнании, другого выбрали китайцы. Тибетцы естественно отказались признавать второго мальчика, а выбранный Далай Ламой был похищен китайцами, его местонахождение до сих пор неизвестно.



Буддийская троица бодхисаттв: Манджушри (тиб. Джампейянг) — мудрость; Авалокитешвара (тиб. Ченрези) — сострадание; Ваджрапани (Чана Дордже) — сила. А ниже — бонская свастика: лучи загнуты, создавая движение против часовой стрелки. Бон — древняя шаманская религия Тибета, адепты которой существуют и по сей день. Коры бонцы ходят тоже против часовой стрелки. Так что на тропе вокруг Кайласа или в других святых местах Вы вполне можете повстречать людей, идущих Вам навстречу. Буддисты обходят святыни только по часовой стрелке.



Тем временем мы уже спустились вниз и вдоль как будто непрекращающейся мани-стены с молитвенными барабанами двигались обратно к центральным воротам в Ташилунпо.



В силу немаловажной роли, которую играл Панчен Лама X в китайской администрации региона, монастырь почти не пострадал во время «культурной революции», и кажется, что здесь и сейчас всё выглядит так, как в былые времена.





И снова бонская свастика. Часто принято противопоставлять бонпо и буддизм, ссылаясь на легенды о том, как Гуру Падмасамбхава приехал в Тибет по приглашению царя Трисонга Децена, победил и подчинил бонских демонов, как великий йогин Миларепа соревновался с бонским жрецом Наро Бончунгом за право владеть Кайласом. Но в Тибете несмотря на господство буддизма бон всё равно присутствует и существует буквально, что называется, по соседству.



Монахи Гелуг в традиционных жёлтых мантиях и шапках идут со службы или на службу.



Знаменит Ташилунпо и посещается туристами ещё и по той причине, что в одном из храмов находится гигантская статуя будды будущего, Майтрейи. 26метровую статую возводили четыре года в начале XX века под надзором Панчен Ламы IX. Тысячи изображений Майтрейи украшают стены святилища. И даже если фотографировать в монастыре не хочется совсем, как это у меня часто бывает, то тут всё равно за съёмку китайцы заломили такой космический ценник, что ради одного кадра великолепной статуи вытряхивать кошелёк бессмысленно. Лучше просто обойти сидящего Майтрейю, задирая голову вверх и разглядывая тонкую работу по золоту, а затем оставить подношения. Вообще, везде в Ташилунпо со съёмкой внутри как-то не очень, так что я обращал внимание на колоритные фрески в доступных местах.



Один из основных буддийских символов — бесконечный узел, символ вечности и взаимозависимости всех явлений во Вселенной.



Короли-хранители, чьи статуи встретились нам днём ранее в ступе Кумбум, в Гьянтзе. Красный со ступой в руке — Вирупакша, правитель неба метаморфоз, охраняющий запад. Синий с мечом — Вирудхака, правитель неба роста, охраняющий юг.



Изящная новая фреска, в которой совмещены все восемь буддийских символов — рыбы, раковина, зонтик, колесо Дхармы, бесконечный узел, лотос, драгоценный сосуд и знамя.



Сложно не остановиться у свечек с ячьим маслом.



Территория монастыря довольно большая, и после визита в святилище Майтрейи мы разделились, договорившись через обозначенное время встретиться внизу в автобусе.







Монахи спешили по своим делам и не обращали внимания на туристов. Но тем не менее две наши тётеньки столкнулись с одним монахом, желавшим пообщаться. Узнав, что мы из России, он на своём ограниченном английском резюмировал, что Путин — хорошо, а Обама — плохо. Монахи тоже читают газеты и смотрят телевизор.



В Ташилунпо множество интересных зданий с различными святилищами, посвящёнными буддам и бодхисаттвам, и ступами с останками Панчен Лам.



Снова правитель Вирупакша.



Всегда любопытно разглядывать изображения царя смерти Ямы, держащего в своих лапах колесо сансары. Изображения шести миров незначительно отличаются от фрески к фреске. В центральном круге изображены три омрачения ума в виде животных: змея — гнев (злость, отвращение), свинья — неведение (тупость), петух — привязанность (страсть). В большом круге изображение следствия кармы в виде рождения в одном из шести миров (или пяти — иногда миры богов и асуров объединяют). Верхний сектор — мир богов, далее по часовой стрелке располагаются миры воинственных полубогов — асуров, затем мир животных, ад, мир голодных духов — претов, мир людей. Благоприятным считается переродиться в одном из верхних трёх миров. Если же Вы в текущем воплощении существенно нагадили в свою карму, то готовьтесь отправиться в ад или к претам, лучше уж пожить животным.



Одним из самых старых зданий в Ташилунпо является зал собраний. Но цены на съёмку внутри опять же неадекватные, хотя ничто не превзойдёт 1000 или 1500 юаней за фото- и видео-съёмку статуи Майтрейи. Китайцы превращают монастырь в средство зарабатывания денег на туристах.



В первый визит в 2010м году Ташилунпо будто понравился мне больше, я даже писал в блоге, что в нём особенно сохранился тибетский дух. Но и сейчас там можно отвлечься от влияния китайцев, ловить сюжеты на улочках и поклоняться святыням.



На стене здания в праздники вывешивается большая тханка.



Источник: travel.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...