Авиакомпания «Победа» предприняла очередную атаку на права своих пассажиров, введя новые ограничения на объем бесплатной ручной клади. На этот раз компания не просто создала неудобства своим клиентам, но и пошла против Федеральных авиационных правил, полагает соб.корр. Travel.ru.
С мая «Победа» стала указывать на стойках регистрации максимальные размеры бесплатно перевозимых в салоне самолета портфелей, компьютерных и дамских сумок. Перевозчик потребовал, чтобы каждый такой предмет был не более 75 сантиметров по сумме трех измерений (длина, ширина и высота), что автоматически делает невозможным провоз значительного количества, если не большинства портфелей и компьютерных сумок.
Напомним, что бесплатно «Победа» возит эти виды сумок не по собственной воле, а лишь вынужденно исполняя нормы Федеральных авиационных правил (ФАП). Последние позволяют пассажирам бесплатно брать на борт портфель, дамскую сумочку, папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, детское питание для ребенка во время полета, телефон сотовой связи, фотоаппарат, видеокамеру, портативный компьютер, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли, носилки или кресло-коляску при перевозке пассажира с ограниченной подвижностью. Все эти предметы авиакомпании обязаны принимать к перевозке в салоне самолета и не учитывать их в подсчете прочих норм багажа и ручной клади.
При этом ФАП не содержат никаких ограничений на размеры этих предметов, однако «Победа» решила самовольно установить таковые. После этого один из ее пассажиров обратился за разъяснениями в министерство транспорта. Ответ Минтранса, опубликованный пассажиром в начале июня на одном из интернет-форумов, подтверждает незаконность требований «Победы».
«Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Конкретизации понятия «портфель» и какие-либо ограничения по его размерам воздушным законодательством не предусмотрены», — говорится, в частности, в ответе Минтранса.
Характерно, что «Победа» не афиширует на своем сайте это странное требование о 75 сантиметрах. Упоминаний о нем нет ни на странице о нормах провоза багажа и ручной клади, ни в процессе покупки билета. 75 сантиметров упоминаются лишь в незаметном месте общих правил перевозки, которые практически никому из посетителей сайта не попадаются на глаза. Зато уже в аэропорту это требование вывешено на каждой стойке регистрации. Такая политика наводит на мысль о стремлении «Победы» к тому, чтобы пассажир неожиданно узнавал обо всем этом уже только в аэропорту и нес дополнительные крупные расходы — как от повышенных аэропортовых сборов за ручную кладь и багаж (1500-3000 рублей за место), так и оттого, что уже не может сменить сумку на меньшую.
Жалобы на трактовку «Победой» этой нормы ФАП поступают не только по поводу портфелей и компьютерных сумок. Пассажиры сообщают о случаях отказа в бесплатном провозе фотоаппаратов, упакованных в соответствующую фотосумку. То, что безопасно фотоаппарат возить без такой упаковки практически невозможно, сотрудников «Победы» не смущает.
Проблемы с ручной кладью — не единственный случай, когда «Победа» произвольно вводит не предусмотренные Федеральными авиационными правилами ограничения, нарушающие права пассажиров. Например, на сайте «Победы» заявлено, что возврат билета признается вынужденным (позволяющим сдать билет без штрафа) только при переносе рейса минимум на 4 часа, тогда как ФАП не содержат подобных временных нормативов. В реальности «Победа» порой (но не всегда) возвращает деньги и при меньших отклонениях от графика, но текст на сайте вводит пассажиров в заблуждение.
В целом полет на этом так называемом бюджетном перевозчике все больше походит на сложный квест из хорошо замаскированных ловушек, которые компания умышленно расставляет своим клиентам. Напомним, что в цену билета «Победы» не входят провоз багажа более 10 килограмм и части ручной клади. Питание на борту отсутствует, а при покупке билета на сайте «Победы» следует быть крайне осторожным — перевозчик стал по умолчанию включать в билет платную страховку, для избавления от которой нужно самостоятельно снимать отметку с соответствующего пункта внизу страницы выбора дополнительных услуг. Есть проблемы и при сдаче билета — телефон бесплатного call-центра для вынужденных изменений и возвратов компанией усиленно скрывается. С посадкой на рейс тоже непросто — «Победа» может загонять пассажиров в перронный автобус еще до появления самолета в аэропорту. Кроме того, при посадке на международный рейс можно столкнуться с еще одним странным сбором — за провоз покупок из магазинов Duty Free. Выбор места платный, а для стимулирования покупки этой услуги «Победа» умышленно рассаживает летящих вместе пассажиров в противоположные концы салона и запрещает пересаживаться на иное место.
Пассажирам, столкнувшимся со случаями нарушения «Победой» или другими авиакомпаниями законодательства в части провоза ручной клади, следует потребовать от представителей перевозчика соблюдения федеральных авиационных правил. Оптимально иметь с собой выписку из этого документа (ФАП-82, пункт 135) и цитату ответа Минтранса. В случае, если представители авиакомпании откажутся выполнять требования законодательства, следует обращаться с жалобами в надзорные органы.
Источник: travel.ru