Пятый день нашего путешествия был посвящён главной цели — деревне Кимжа с самыми северными ветряными мельницами в мире.
Деревня Кимжа, раскинувшаяся на невысоком обрывистом берегу одноименного левого притока реки Мезени, в трех километрах от его устья, лучше других сохранила исчезнувший облик старинных мезенских сел. В этом старинном заповедном месте в едином ансамбле сохранилось все то, чем мы восхищаемся в северном деревянном зодчестве. Все это органично взаимосвязано с природой и окружающей средой.
Неизменным пейзажем мезенских деревень были ветряные мукомольные мельницы. Обычно они располагались вокруг деревни на возвышенных местах.
Мезенские мельницы-столбовки на ряже являются наиболее архаичным типом ветряных мельниц. Основой мельницы-столбовки служит столб-мертвяк, вокруг которого разворачивается весь мельничный амбар целиком. Обычно для опорного столба использовались стволы лиственницы большого диаметра.
Двухэтажный амбар их расположен на высоком прямоугольном, сужающемся кверху ряже. Механизм, состоящий из кулачкового вала и цевочной шестерни, ставился на первом этаже, мельничный постав — на втором. С левой стороны амбара располагалась мельничное крыльцо, за которое крепилась в подвешенном состоянии лестница. Она не касалась земли и не мешала развороту амбара.
Вся конструкция корпуса мельницы безгвоздевая, в самом механизме количество металлических деталей минимально. Разворот мельничного амбара осуществлялся посредством закреплённого в задней стене амбара хвоста-воротила. Эта процедура могла осуществляться как вручную, усилиями 2-3 человек, так и при помощи простого ворота.
На Мезень мельницы-столбовки попали с переселенцами из Новгорода, где они были распространены до XVIII в. и впоследствии вытеснены более прогрессивными моделями.
В середине XIX в. по Архангельской губернии на 222 тысяч жителей имелось 264 водяных и 1116 ветряных мельниц. В 1870 году в Мезенском уезде насчитывалось 60 мельниц.
Таким образом, к началу ХХI в. мельниц подобного типа сохранилось на Мезени всего 8. Две из них, перевезённые из деревни Целегора (мельница Оброскова) и Азаполье (мельница Юдина), находятся в Мезенском секторе музея-заповедника деревянного зодчество "Малые Корелы".
Ещё 6 сохранилось по месту постройки: 2 — в Лешуконском районе (деревни Кеслома и Малая Нисогора), 4 — в Мезенском районе (мельницы Дерягина и Воронухина в деревне Кимжа, мельницы Дранникова и братьев Водыниных деревне Погорелец).
По преданию, Кимжа возникла в начале 16 века, когда здесь поселился приехавший сюда вместе с семьей крестьянин из деревни Немнюга Пинежского уезда. Он построил здесь для себя дом и небольшую часовню. Постепенно здесь стали селиться другие крестьяне из Пинежского и Мезенского уездов. Так возник выселок, в котором уже в 1600 году насчитывалось около 60 человек мужского населения.
В 1888 году в деревне было 52 крестьянских двора, в которых проживало 464 человека.
До сих пор сохранилась улица двухэтажных домов-дворов типичной мезенской постройки конца XIX — начала XX веков. Да и сама деревня в большинстве своем состоит из подобных домов, некоторые из которых подверглись перестройке в современном стиле.
Один из домов переоборудован музей «Политов дом». Музейная экспозиция представляет собой историю жизни деревни:
Двери никто не запирает, просто подпирают палкой:
Благодаря хорошо сохранившейся архитектуре Русского Севера в Кимже было снято несколько художественных и документальных фильмов. Так в 80-х годах ХХ века в художественном многосерийном фильме «Михайло Ломоносов» Кимжа олицетворяла собой древние Холмогоры. Дом, который в фильме являлся домом Ломоносова, сохранился до сих пор. Многие местные жители принимали участие в массовых сценах.
На пожертвования кимженских крестьян в начале 18 века в Кимже была построена вторая деревянная церковь с колокольней в честь Богоматери-путеводительницы Одигитрии (первая церковь 17 века сгорела), с приделом во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Построенная из самого прочного и долговечного материала на Севере — лиственничных бревен, она сохранилась до наших дней и является украшением всей Кимжи. Над кровлей церкви возвышается большой шестигранный шатер, а над ним — глава с восьмиконечным крестом. На четырех ее углах стоят четыре шатра небольшого размера, имеющие своим основанием медальоны в виде сердца. Эти шатры также завершаются главами с восьмиконечными крестами. Шатры и главы крыты лемехом — деревянной чешуей.
Этот тип церквей был распостранен не только на Мезени, но и на Пинеге. На Мезени подобные церкви стояли в Окладниковой слободе, в Лампожне и в Юроме. Теперь такая церковь осталась только в Кимже.
Этот единственный сохранившийся на Мезени шедевр русского деревянного зодчества, на момент нашего путешествия находился на реставрации путем полной переборки. Есть отличный повод вернуться сюда летом, после окончании реставрационных работ.
Размеры домов поражают:
Местный житель везет воду, набранную в прорубе:
Попрощавшись с Кимжей, по льду пересекаем Мезень и направляемся вверх по течению, где нас ждут мельницы деревни Погорелец:
Село Погорелец — одно из самых старинных поселений на мезенской земле. Деревня расположена на горе, в окружении ручьев, леса, реки.
Сегодня у деревни возвышаются на открытом берегу две мельницы-ветрянки, сооруженные около ста лет назад. Некогда мельницы окружали всю деревню. Темные, покосившиеся от времени, все еще поражают своей красотой и статностью:
Здесь, в первый раз, вскрылась необходимость в снегоступах, так как передвижение по пояс в снегу отнимает кучу сил.
Дом со львами, в одной из деревень по дороге:
Не закате, в развлекательных целях, немного порубились через речку в сторону деревни Большая Нисогора, где и заночевали:
Продолжение следует…
Источник: travel.ru