Всего 2 дня на Крым…
г. Бахчисарай
Спалось после вчерашнего насыщенного дня в Севастополе сладко и долго. Собрали чемоданы, т.к. время выселения в 12, а мы, до отлета, ещё запланировали посетить пещерный город Чуфут-Кале. Кстати, свой небольшой пещерный город у нас был прямо во дворе дома, в котором мы разместились на эти пару дней.
5 минут по тропинке вниз, к «Надежде», и мы как раз успеваем запрыгнуть в маршрутку № 2, которая везет до Свято-Успенского пещерного монастыря. На конечной остановке маршрутки мы сходим, и мужчина, ехавший вместе с нами, предлагает «совместную прогулку по пещерному городу, с подробным изложением всех исторических фактов». Дядечка был нам симпатичен, и мы с удовольствием согласились, о чем, скажу сразу, ни на секунду потом не пожалели.
Так вот, начинаем, мы свой путь в сторону Свято-Успенского пещерного монастыря. Туристы тянутся просто неиссякаемым потоком.
Не верьте моим безлюдным фотографиям — посетителей столько, что "яблоку негде упасть", это я так умею фотографировать 😉
Монастыри-побратимы
Так монастырь расстраивается дальше
А мы продолжаем свой путь к объекту, который лично нас интересует гораздо больше — к Чуфут-Кале. Подниматься к Южным воротам долго и не просто, дорога представляет из себя выложенную старыми неровными камнями тропу длиной в пару километров, вдоль дороги выставлены столы с местными товарами: поделками из можжевельника, крымскими чаями из трав, восточными сладостями и прочей сувенирной и ремесленной продукцией.
Ну вот, наконец-то, перед нашим взором вырастает скала с пещерами и парой караимских домов.
Войти на территорию непросто — слишком узки Южные ворота Кичик-Капу, в результате образовался затор из-за многочисленности туристических групп. Ожидаем, когда групповые туристы попадут на территорию, затем просачиваемся сами.
Мы осваиваем первые пещеры, которые вырезаны в скале в несколько ярусов. Это так называемый «Христианский пещерный комплекс».
Историки считают, что город-крепость в этом месте была заложена примерно в V-VI вв, к X веку её основным населением были аланы. Когда город перешел во владения кыпчаков, он получил название Кырк-Ер.
Мы поднимаемся вверх от Южных ворот узкой-узкой улицей, стен домов, которые были выстроены вдоль нее, уже почти не осталось, но по ширине улице становится ясно, что город основательно готовился к отпору нападавших врагов, ведь чем Уже проход, тем проще держать оборону, потому и входные вороты, через которые мы попали в город, сделаны такими экстремально узкими.
Все дороги в Чуфут-Кале, оставшиеся ещё со средних веков, сегодня представляют из себя, отполированные временем и тысячами ног, камни. Передвигаться по ним не так уж просто, и обязательно надо иметь хорошую обувь (женщины! Никаких каблуков и босоножек!).
Сегодня, в большинстве своем, город представляет из себя руины. Но кое-что всё же сохранилось и до наших дней, например, два караимских храма — кенассы, восстановлением которых занимается караимская община. В момент, когда мы вошли во двор, там находилось одновременно две группы, человек 60, не меньше. Потому сфотографировать кенассы мне удалось лишь со второй попытки, когда мы шли на выход из города.
Ну, а мы не стали толпиться в тесном дворике с групповыми туристами, а зашли сзади кенасс и заглянули в окошко, разглядывая как выглядит изнутри караимский храм. С заднего двора кенасс открывается вид на ещё одну сохранившуюся постройку — жилой дом-усадьбу, в котором сегодня организован музей, посвященный культуре караимов.
Далее по маршруту мы обнаруживаем руины мечети, построенной в 1346 году и отреставрированной ещё в XV веке.
Сколько событий помнят эти камни и дороги?!
Крепостные ворота Орта-Капу, от которых начинается первая оборонительная стена, а позади неё оборонительные рвы.
Мавзолей дочери хана Тохтамыша Джанике Ханым, примерно 1437 год постройки. По легенде Джанике бросилась в пропасть, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с любимым. Именно поэтому мавзолей выстроен неподалеку от края пропасти.
Долина Ашлама-Дере. Как же здесь красиво!
Мы огибаем оборонительную стену, здесь организована целая система оборонительных рвов. Наш гид поставил меня на одну точку и велел ждать, когда передо мной внезапно появится сын. И, хоть я его и ждала с фотоаппаратом наготове, его появление было совершенно неожиданным, он как будто вырос из под земли 🙂
Мы спускаемся по каменным ступеням в пещеры, вырезанные прямо возле самого обрыва — это Чауш-Кобасы — подвальные помещения богатой караимской усадьбы XVII века, использовались они для хозяйственных нужд. В дальнем углу одной из пещер есть место с потрясающей акустикой. Впечатленные, мы потом ещё долго шли по улице и гудели какой-то караимский напев. А в пещеру, кстати, регулярно приходит музыкант, он играет на не совсем обычной гитаре. На обратном пути, уже распрощавшись с нашим гидом, мы вернулись и послушали его немного, к сожалению, снимать себя он не разрешил.
Кырк-Ер был резиденцией первого хана Крыма Хаджи I Герая. Другой Хан, Менгли I Герай, основал новый город, куда и перенес ханскую столицу. Постепенно жители стали спускаться с гор, предпочитая более комфортную жизнь в новом городе — в Салачике. В крепости же остались жить караимы и немного крымчаков. В XVII веке Кырк-Ер начинают называть Чуфут-Кале, что означает «иудейская крепость». Ограничения на проживание караимов были отменены со временем вступления Крыма в состав Российской империи, жители стали покидать Чуфут-Кале и перебираться в большие города. Чуфут-Кале был полностью покинут жителями к концу XIX века, за исключением семьи смотрителя, они и стали последними жителями этого уникального поселения.
Настоящую усадьбу так обстроили декорациями для фильма, что трудно различить, что здесь реальное, а что нет.
Колея в камне, продавленная колесами тысяч телег.
Дойдя до последних ворот, мы повернули в обратную сторону, к Южным воротам, немного другим путем, находя еще неизведанные интересные места. Мы пробирались сквозь колючие кусты по самому краю обрыва. Тут и там нам то и дело попадались какие-то пещеры. Одна из пещер была большой и очень заинтересовала нас своим устройством, позже я узнала, что это был двухярусный тюремный каземат.
У Южных ворот стало гораздо спокойнее и романтичнее, когда толпы туристов в большинстве своем уже покинули город
Мы с удовольствием облазали несколько пещер перед прощанием с Чуфут-Кале.
Размах строительства и обустройства города в таких труднодоступных местах поражает. По впечатлениям Чуфут-Кале даже превзошел наши ожидания.
Внизу нас ждали сувенирные лавочки, как же мы можем уехать из Крыма без его чаев и подарков?
И Свято-Успенский монастырь никуда не делся, здесь лишь стало поспокойнее, менее суетливо, основная масса туристов уже разъехалась.
Ну, и мы поспешили на обед, а затем в Симферополь — в аэропорт, наш двухдневный уикенд в Крыму подошел к концу.
Источник: travel.ru