Про культурную столицу Украины в интернете есть множество постов. Как правило, большинство их посвящено историческому центру, так как большая часть туристов не покидает туристического пятачка в центральной части города. Тем не менее во Львове есть уникальные и малоизвестные памятники архитектуры и фортификации, не обласканные вниманием туристов и об одном из них я вам сегодня расскажу. Львовская цитадель расположена на одном из холмов недалеко от центра и интересна не только своей уникальной конструкцией практически не имеющей аналогов в мировой фортификации, но и тем, что это единственный фортификационный комплекс 19-го века в Украине, дошедший до нашего времени почти в оригинальном состоянии. Основная часть поста будет посвящена львовской цитадели, в завершении покажу еще одно австрийское укрепление, расположенное за городской чертой — Брюховицкий форт.
Посещение львовской цитадели оставило у меня двоякое ощущение и в процессе рассказа вы поймете почему.
Построена цитадель была в 1852-1854 годах и представляет собою сооружение, состоящее из четырех круглых башен и V-образной казармы с двумя квадратными башнями по краям. Диаметр северных башен 36 метров, южных поменьше — 18 метров. Ниже оригинальный план сооружения.
А так цитадель выглядит в настоящее время. На спутниковом снимке я схематично нарисовал расположение крепостного вала, от которого сохранился лишь небольшой фрагмент, расположенный между южными башнями. Также можно заметить наличие на территории цитадели различных построек, которые появились тут уже в советское время.
Наша экскурсия начинается у той башни, что на карте расположена внизу слева. Эта башня пострадала во время осады цитадели польскими войсками в ноябре 1918 года. В цитадели в то время находились украинские войска а осаждало ее специально созданное боевое подразделение поляков, которое так и назвали"Цитадель". После нескольких дней боев цитадель была захвачена поляками, в ходе штурма башня №4 получила ряд повреждений. В 2000-х годах ее выкупил какой-то предприниматель с целью открыть внутри кабак, после чего башня была восстановлена (сильно сомневаюсь, что при восстановлении соблюдалась историческая достоверность). Но что-то пошло не так и кабак тут так и не открылся. С тех пор башня стоит уже минимум десяток лет в таком вот виде.
Так эта башня выглядела в 1918 году:
Снимок, сделанный во время штурма цитадели поляками.
Между обоими южными башнями сохранились ворота, ведущие на территорию цитадели. Таких ворот было несколько, но после упразнения крепостного вала, все они были разобраны, кроме тех, что вы видите на снимке. Со стороны цитадели они заколочены. Также это единственное место, где сохранилась часть крепостного вала.
Снаружи они в советское время были замурованы, так как в них оборудовали гараж для автомобиля. После ухода советских войск из цитадели, стену пробили и теперь можно заглянуть внутрь. Внутри, впрочем, жуткая помойка с мерзким запахом, так что я не стал там задерживаться.
Вторая южная башня также сильно пострадала в ходе военных действий, но уже во время Второй мировой. В 1939 году в нее попала немецкая авиабомба. Урон был настолько велик, что восстанавливать башню посчитали нецелесообразным и с тех пор она стоит в том виде, какой приобрела после бомбежки.
Эти башни получили название Максимиллианские, так как были построены по системе, предложенной австрийским инженером-фортификатором Максимиллианом Йозефом Австрийским. Эти башни были главной ударной силой цитадели — внутри них размещались артиллерийские пушки.
С этого ракурса наглядно видно, насколько сильно повреждена башня взрывом авиацианной бомбы.
Состояние башни весьма аварийное, тем не менее мы заглянули внутрь.
В центральном колодце расположена винтовая лестница, ведущая как на крышу, так и в подвальный уровень.
Фонарика у меня с собой не было, поэтому лестницей я не воспользовался, ограничившись беглым осмотром интерьеров башни.
Хотя смотреть тут особо было нечего. Тотальная руина.
Несмотря на степень разрушения, сооружение все равно впечатляет масштабом и своим строением.
Спустя пару месяцев после моего визита, все входы в эту башню были заколочены, видимо, в связи с высоким риском обрушения.
Идем дальше. На фото одна из двух квадратных башен, расположенных с обоих краев казармы. Внешний вид башни изуродован кондиционерами, водосточными трубами и дибильным балкончиком.
Внутри башни расположено отделение банка.
Между башней и казарменным зданием сооружен такой вот переход, прикрытый стеной с бойницами. Все постройки оригинальные 1852-1854 годов.
Пару слов об истории львовской цитадели. В 1848-1849 годах по Европе прокатилась серия народных восстаний, известная как "Весна народов". Львов был одним из городов, охваченных народными волнениями. После этих событий австрийское правительство 24 октября 1848 года издает приказ L 6096, согласно которому государственным органам поручалось сооружение крепостных сооружений и создание военных резервов на территории империи, которые в случае народных волнений могли бы в краткий срок быть задействованными для их придушения. В рамках этого приказа и начинается сооружение львовской цитадели в 1852 — 1854 годах. Для сооружения цитадели выбрали гору Шембека, так как с этой высоты можно было полностью обстреливать весь город артиллерией (что было проверено в 1848 году во время придушения народных волнений). Планировалось разместить в цитадели гарнизон из 400-500 солдат, 24 артиллерийских орудия и две батареи ракет системы Конгрива.
Казарменное здание в настоящее время занято тем же банком.
Цитадель строилась как военная часть, и на случай народных волнений в ней могли найти защиту и укрытие австрийские госслужащие, военные и семьи военных. В 1888 году в крепости появился свой колодец, а позже еще один, были оборудованы цистерны с запасами воды, продовольственные склады и все остальное, необходимое для длительной автономности объекта. Был даже свой огород для выращивания продуктов для кухни. В 1888 году для контроля за основными дорогами, ведущими в город были сооружены девять фортов в радиусе четырех километров от цитадели, которые в 1912-1914 годах были укреплены и расширены еще парочкой фортов. Один из этих фортов частично сохранился до нашего времени и его я вам покажу в конце поста.
К концу 19-го века цитадель и ее форты утратили свое оборонное значение и перед началом Первой мировой городская администрация планировала выкупить территорию цитадели, разобрать фортификационные сооружения и на их месте соорудить парк. Но вскоре началась война и эти планы так и не были реализованы. В ходе Первой мировой цитадель и ее форты не оказали весомого влияния на исходы битв. В 1914 году австрийцы без боя оставили Львов вместе со всеми его укреплениями, на их место пришли русские, которые не продержались тут долго и в 1915 году отступали, отметившись лишь небольшими перестрелками на западных фортах Львова. В 1918 году польское войско штурмовало цитадель, занятую украинским гарнизоном и после трехнедельной осады им удалось взять объект под свой контроль. Во время того штурма цитадель и получила свои первые повреждения — была повреждена одна из южных башен.
Местами на стенах казарм сохранились оригинальные австрийские надписи.
В межвоенный период в цитадели дислоцировался полк польской пехоты, на ее территории в 1931 году были сооружены дополнительные бараки. Во время Второй мировой цитадель была превращена в концлагерь Stalag — 328, через который прошло около 280 000 человек, половина из которых уже никогда не покинула его территорию. Но об этой мрачной странице истории цитадели я расскажу подробней ниже.
В послевоенный период на территории цитадели разместилась часть Прикарпатского военного округа — в казармах жили военные, а в башнях размещались склады оружия и амуниции. Позже в 1980-х военных отсюда выселили и цитадель использовали в качестве складской базы производственного объединения "Электрон". С 1990-х годов в казарменном корпусе цитадели расположился банк.
Полубашня-капонир, фланкирующая подходы к казарме.
Сейчас тут находится главный вход в казарменный корпус.
Наружный переход соединяет казарму с еще одной квадратной башней.
В отличии от восточной башни, эта башня выглядит заброшенной или как минимум законсервированной, так как никаких залазов внутрь обнаружено не было.
Источник: travel.ru