О Руане мне до его посещения было известно два главных момента: тут была сожжена Жанна д’Арк и тут находится собор, который вдохновил Моне на серию картин — собор в разное время суток в разную погоду при разном освещении. Этого уже вполне достаточно, чтобы заехать в город на несколько часов. Руан в итоге нам очень понравился — здесь очень много великолепно отреставрированных сохранившихся средневековых фахверковых домиков и очень красивый исторический центр. Сейчас уже понимаю, что сюда надо вернуться, и лучше на этот город выделить целый день или даже два.
Начну с Руанского собора, так как мне было очень интересно на него посмотреть, натыкаясь в разных музеях на посвященные ему картины Моне.
Только Моне мог превратить огромную массу известняка в чистую вибрацию света. Последовательно отображая перемену освещения от утренней зари до вечерних сумерек, он написал пятьдесят видов величественного готического фасада, растворяющегося в свете. «Чем скорее продвигается моя работа, тем труднее показать то, что я чувствую. Всю ночь меня мучили кошмары: собор падал на меня, он был то голубой, то розовый, то желтый».
В феврале 1892 года Моне впервые снял небольшую комнату напротив собора. В этом и следующем году он писал западный фасад собора с трех точек зрения, которые лишь незначительно отличаются друг от друга.
После возвращения из Руана Моне оставляет картины нераспакованными. Если он и достает одну из них, то только лишь для того, чтобы продолжить над ней работать. Ожидаемая всеми руанская серия будет представлена только лишь в 1895 году. Картины занимали целый зал и были вывешены по плану Моне: сначал серая серия — огромная темная масса, которая постепенно все более и более светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания, ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в полотнах радужной серии; и далее синяя серия, где свет постепенно смягчается в синее, тающей, как светлое небесное видение
1. пасмурная погода 2. эффект утра 3. в свете вставшего солнца, 4. в свете восходящего солнца, 5. эффект солнца, конец дня, 6. утреннее солнце, голубая гармония, 7. полдень, 8. полдень
Художник хочет, чтобы двадцать картин серии «Соборы» продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценена в 15 000 франков!
«Соборы в Руане» вызывают противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо принимают их с энтузиазмом. Клемансо даже пишет статью «Революция соборов» и говорит о том, что «неподвижный предмет с большой силой подчеркивает движение света».
Вопреки воле Моне «Соборы в Руане» были проданы разным лицам. «Соборы в Руане» оказали влияние на многих художников XX века. Французский художник Фаутрир говорил, что эта серия радикально изменила способ мышления нескольких поколений художников.
Собор позировал и другим художникам
Уильям Тернер
Внутри — красавица готика
Но вернемся к городу. Он стал столицей герцогства Нормандии после того, как в 911 году предводитель викингов Роллон получил от короля Карла Простоватого в своё владение территорию, соответствующую современному региону Верхняя Нормандия. По понятиям Каролингов Роллон получил статус графа Руанского
В 949 году герцог Нормандии Ричард «Бесстрашный», в ходе осады Руана сразился с объединёнными войсками короля Франции Людовика IV, императора германцев Оттона Великого и графа Фландрии. Победа герцога получила решающее значение для будущего Нормандии. Уже начиная с эпохи норманнов Руан стал портовым городом
Герцоги Нормандии в качестве своей резиденции в большинстве случаев предпочитали Руан. В 1150 году Руан получил коммунальную грамоту; городом управлял совет «Ста пэров», а жители объединились в профессиональные корпорации и в братства мастеров.
Король Франции Филипп II Август занял Руан 24 июня 1204 года после 40-дневной осады. В 1204 году вся Нормандия была присоединена к землям короля Франции.
В июле 1348 года в Руан пришла пандемия чумы «чёрная смерть». В 1382 году в городе случилось восстание Гарель, безжалостно подавленное королевскими войсками. После этого власти подняли налоги и отменили привилегию руанцев на торговлю по Сене.
В эпоху Столетней войны в 1419 году Руан был занят войсками английского короля Генриха V, который присоединил Нормандию к землям английской короны. Генрих V умер в 1422 году, и в том же году скончался король Франции Карл VI. Брат Генриха стал регентом Франции и попытался заполучить руанские земли, в чём преуспел частично.
Именно в Руане судили и казнили Жанну д’Арк. 30 мая 1431 года её отправил на костёр руанский палач Жоффруа Тераж. В том же году юный Генрих VI из династии Ланкастеров был коронован в Париже королём Франции и Англии, после чего он прибыл в Руан, где его шумно приветствовала народная толпа. Король Франции вернул Руан французской короне в 1449 году.
Руан служил религиозным центром северной Франции, здесь много церквей
Основной вклад в экономическое благополучие Руана конца 15 столетия внесли суконные мастерские, а также шелкоткацкие ателье и металлургия.
Начиная с 1530-х годов часть населения Руана присоединилась к движению Реформации и стала протестантами, они находились в положении меньшинства. В 1560-х годах в Руане обострились разногласия между католической и протестантской общинами.
Католики заняли форт Сен-Катрин, доминировавший над городом. Оба лагеря прибегли к средствам террора. Власти Руана обратились за помощью к королеве Англии, которая направила войска для поддержки протестантов. Так англичане заняли Гавр. 26 октября 1562 года в Руан вошли французские королевские войска, грабившие город в течение трёх суток.
В годы Первой мировой войны в Руане располагалась британская военная база. В период Второй мировой войны, несмотря на героическую оборону, Руан был оккупирован немецкими войсками с 9 июня 1940 года по 30 августа 1944 года. Во время обороны в июне 1940 года в Руане случился большой пожар, уничтоживший весь исторический квартал между кафедральным собором и Сеной. Другие крупные повреждения город получил во время бомбёжек Нормандии союзниками с 1942 по 1944 годы. Также в ходе этих авианалётов был существенно повреждён Руанский собор и дворец правосудия. Позже, с 30 мая по 5 июня 1944 года Руан бомбили американцы, и эта неделя вошла в историю как «красная неделя», от этой бомбёжки в Руане снова горел кафедральный собор и прилегающий к нему исторический квартал.
После войны центр города восстанавливали и реконструировали на протяжении 15 лет
Знаковым памятником города являются большие городские часы (Gros-Horloge), символизировавшие могущество Руана. Механизм этих башенных астрономических часов датируется 14 веком, а циферблат выполнен в 16 веке. Часы установлены в особнячке, под ренессансной аркой которого пролегает улица rue du Gros-Horloge, а сбоку к нему примыкает готическая башня-беффруа. На двойном циферблате единственная стрелка указывает час. В верхнем овальном окошке часы показывают день недели и лунные фазы. Пасхальный ягнёнок на гербовом щите у вершины арки символизирует долгие традиции текстильного дела в Руане.
Башня и часы были полностью восстановлены; работы длились с 1997 года по декабрь 2006 года.
В общем и целом, несмотря на то, что многое было восстановлено из руин, город производит очень достойное впечатление! И обязателен к посещению!
Источник: travel.ru