В начале XX века, над железнодорожным дебаркадером строящегося Брянского вокзала, главный конструктор русского модерна — Владимир Григорьевич Шухов, сделал легкое и впечатляющее арочное перекрытие.
Орнамент стальных конструкций запросто мог бы напомнить ажур готических соборов…. Нервюры, арки….
Вокзал было решено построить в год столетия Отечественной войны 1812 года, вместо не по-московски скромного,освещенного керосиновыми лампами, неудобного и нелюбимого горожанами деревянного, одноэтажного здания, больше похожего на железнодорожную станцию на окраине Москвы. Впрочем, Брянская Вокзальная площадь и была почти окраиной.
Спустя два года началось строительство, которое было закончено после революции, в 1918 году.
Это было последнее значительное сооружение Шухова до прихода советской власти, отношение с которой были не самыми простыми, в 1919 году конструктор был даже "условно"; растрелян.
В 1934 году вокзал переименовали в Киевский, а заодно и вокзальную площадь.
Размеры великолепной ажурной конструкции, высотой в 30 метров — 321 на 47 метров в плане.
Проектирование и строительство велось конструкторским бюро — фирмой Бари, главными инженером-конструктором которой и был В.Г. Шухов.
На железных дорогах и мостах бюро стало специализироваться с 1890 года, к слову В. Г. Шуховым было построено более 400 мостов.
Чуть более десяти лет назад (в 2004 году), не успев отметить своего столетия, вокзал был реконструирован. В результате реконструкции заменили оригинальные шуховские, металлические арки. Внешне, рисунок арок сохранился….
если не углубляться в детали… Соединения старых арок были выполнены на клепках.
Новые же арки сделали сварными — так проще, а главное — дешевле. Оригинальных осталось только четыре.
Считается, что внешний вид "существенно не пострадал изменился"….
но шарм эпохи ар нуво пропал. Детали — чертовски важный момент в архитектуре.
Пройдите вечером по подсвеченному Крымскому мосту и обратите внимание на заклепки…. а теперь, представьте мост без них.
Еще пример — Эйфелева башня, где больше миллиона заклепок.
Ежегодно там меняют примерно 3 процента стальных деталей, в том числе и заклепки. И никому не приходит в голову заменить заклепки сваркой (а что? так дешевле), потому как Эйфелева башня — памятник архитектуры, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вместо стекла, в перекрытии дебаркадера, сделали поликорбонат.
Поездов на вокзале сейчас немного, в основном, это электрички в аэропорт Внуково.
Большинство, то ли отменили, то ли перенесли на Белорусский вокзал.
Источник: travel.ru