Еще на стадии планирования мы поняли, что маршрут и график нашей экспедиции получаются очень условными из-за большого количества неизвестных. К примеру, погодные условия могут поторопить нас куда-то приехать или откуда-то уехать. Интересные, красивые места стоят того, чтобы в них задержаться, а скучные можно проехать на перемотке. Накопившуюся дорожную усталость лучше снять на природе за городом, а душевые кабинки расположены на трак-стопах в определенных местах на определенных дорогах. Летом желательно ехать по северным штатам, а весной и осенью — по южным. Красивые дороги не обязательно ведут в интересующие нас места, а интересные места лучше посещать в то время, когда дети учатся в школе.
Вся эта логистика с оговорками «там посмотрим» и «скорее всего, хотя…», помноженная на 48 штатов на территории размером с двадцать Германий и общей протяженностью нашего маршрута, по самым грубым прикидкам, в 40,000 километров оказалась нам не по плечу, поэтому мы действовали проще: разделили путешествие на три части, набросали общие направления вроде «сперва едем вниз, потом вправо, потом вверх», установили приблизительные даты «через месяц-полтора вернемся обратно» и поехали, по ходу дела решая все сопутствующие и возникающие вопросы. Благо, доступ к карте и информации есть практически в любой точке маршрута.
Вот почему в начале октября, спустившись с Каменистых гор в столицу штата Колорадо, Денвер, мы снова засели за обсуждение дальнейших планов. Суть вопроса была в следующем: экспедиция явно затягивается, плавно переходя из шестимесячной в годовую, осень в самом разгаре, сейчас нам предстоит минимум месяц ехать по равнинным штатам, исследуя их, на восток, по дороге ни гор, ни леса практически не будет до самой Пенсильвании, а прибыв в Новую Англию в ноябре мы, скорее всего, увидим осенний занавес в виде поредевшей или полностью облетевшей красоты.
Очевидным решением было ехать прямиком в Бостон, спуститься через Нью-Йорк и Вашингтон до Норфолка в Вирджинии, а уже потом подробно возвращаться обратно по пропущенным центральным штатам на зимовку в Монтану (с зимовкой, кстати, тоже было ничего не ясно до недавнего времени). Таким образом спустя неделю и 3,200 километров (ехали не торопясь) мы прибыли в осенние края, которые на Гавайях мне могли только сниться.
Заезжаем в штат Массачусетс.
В окрестностях Бостона тыквы продаются во дворе методисткой церкви.
Первым делом едем в самый знаменитый студенческий городок страны — Кембридж. Первое впечатление: мы на молодежной тусовке городского масштаба. Лица старше сорока встречаются реже, чем лица старше шестидесяти, но там сразу видно, что профессор-доктор-преподаватель. В остальном улицы Кембриджа ничем не отличаются от большинства культурных, уютных городков восточного побережья.
Потрясающие старинные здания, поглощенные зеленью, обязательно изуродованы столбами-проводами визуальным — проклятием Америки.
Внешний вид кампуса Гарварда не то, чтобы разочаровал, но точно не удивил. Старинные здания типичны для любого университета, хоть в Орегоне, хоть в Северной Дакоте.
Тот самый случай, когда начинка дороже обертки. В этот день многие родители приехали к своим студентам-детям, явно первокурсникам. И вот эти молодые парнишки и девчонки водят пап и мам по еще новому для них самих кампусу и, изо всех сил делая бывалый вид, показывают что к чему. По лицам всех без исключения родителей видно, как им приятно, как они горды за своих чад. Один дядечка в какой-то момент перестал слушать свою дочку, а просто шел с радостной улыбкой и глазами мне говорил: «Во, видишь, какая она у меня! Учится здесь!»
Отличительная черта осеннего Гарварда — колышки и веревки, защищающие траву от полного вытаптывания. Потому что дорожки тут сделаны явно не для удобства пешехода, а ради симметрии на чертеже. Как только веревки уберут, студенты и многочисленные посетители снова будут ходить по траве.
А посетителей тут очень много. Для них даже проводятся экскурсии по университету, где гидами выступают сами студенты.
Еще в Гарварде, да и вообще в Кембридже… да что там скрывать, во всем Бостоне — ужасные тротуары из кирпича. Технологии явно не из MIT — Массачусетского Технологического Университета, лучшего в своем роде в мире, который расположен тут же.
Напротив входа в Гарвард под окнами банка попрошайничает молодой паренек. Бывший студент, или настоящий — мы постеснялись уточнить.
Спускаемся в метро. Станция «Гарвард» выглядит обнадеживающе.
Как во всех больших городах страны, подземка Бостона только в центре подземка, а сразу за центром — обычная электричка.
Народ приезжает к станции на машине, паркуется за шесть долларов в день (велосипед, кажется, бесплатно) и пересаживается на поезд.
В вагонах, на любом направлении, много молодежи. Постепенно этот факт начинает влиять на общее ощущение от города: молодые, умные лица, смех и темы разговоров поднимают настроение, придают праздничную окраску обычному будничному дню.
В переходах низкие потолки и духота.
А на самих станциях все плохо. Не так страшно, как в Нью-Йорке, конечно, но все равно нехорошо. Такие понятия, как «визуальное восприятие» и «эстетика» почему-то к этому виду транспорта не относятся вообще никак.
Вид на Кембридж. Чуть дальше, в центре — Гарвард, на переднем плане и вправо — МТУ.
Наше знакомство с Бостоном начинается в этом квартале. Уже здесь я понял, что этот город скорее всего мне понравится, потому что у него кривые улочки и косые перекрестки.
В аллее установлен мемориал жертвам холокоста в виде огромных стеклянных кубов, подогреваемых снизу паром. На стеклах нанесены цифры.
Это номера узников концлагерей.
По кривым улицам идем в центр. Красота здесь в том, что идя по тротуару, вместо пустых дыр, уходящих в бесконечность мы все время видим перед собой город.
В центре Бостона не меньше много молодых людей, чем в окрестных университетских городках.
Перекрестки косые, дорогие кривые, все закручено, запутано, повернуто. Красота.
Старинное здание капитолия. Теперь здесь обитают различные организации и рестораны.
Современный капитолий.
В лучших традициях обустройства города в центре Бостона грамотно расположен парк.
Не верится, что у городских мамочек и детворы даже больше природы, чем у пригородных.
Не верится, что это центр огромного, делового города.
Не верится, что можно спокойно гулять по старинному кладбищу с полу-разрушенными плитами в месте, где самая дорогая земля в городе.
Широкие аллеи, лавочки (привет, Сан-Франциско), девочка пишет «Сегодня я люблю себя», чисто, потому что урны (привет, Филаделфия).
Красные деревья пользуются особенным успехом у самолюбителей.
В любую сторону от этой лавочки — десятки километров офисов, магазинов, стоянок, домов, фабрик, складов, вокзалов…
А тут тишина, уточки плавают, ивушки грустят. Мы проехали немало городов средних размеров, но еще не встречали ничего подобного. Бывают обустроенные набережные, бывают небольшие скверики, бывают и большие парки, но они в стороне от центра.
Источник: travel.ru