Главная » Статьи » Военно-историческая реконструкция: туристам — привилегии, территориям — развитие — RTourNews.ru

Военно-историческая реконструкция: туристам — привилегии, территориям — развитие — RTourNews.ru

Векторы развития военно-патриотического туризма в современной России обсудили на отраслевой Межрегиональной неделе импортозамещения, которая прошла в конце января в ВК «Ленэкспо». Круглый стол «Военно-патриотический туризм на Северо-Западе. Военно-историческая реконструкция как объект событийного туризма и инструмент развития территорий» собрал вместе представителей власти, туроператорского и военно-исторического сообществ. Организаторами встречи выступили Северо-Западное региональное отделение Российского Союза Туристской Индустрии и оргкомитет серии фестивалей «Забытый подвиг».

Как отметил модератор круглого стола, заместитель директора СЗРО РСТ по коммуникациям Павел Румянцев, общественный запрос на военную историю растет с каждым годом, чему способствуют как широкое празднование важнейших памятных дат (в частности, 70-летия Победы в 2015 г.), так и активная идеологическая поддержка государства. «В сфере туризма востребованным продуктом становятся, в частности, военно-исторические реконструкции. Они интересны и клиентам-зрителям, и туроператорам, и территориям, для которых такие события могут стать драйвером развития», — сказал он.

Об успехах всероссийской патриотической программы «Дороги победы» рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по туризму РФ Роман Скорый. «Программа была запущена в 2014 году и задумана как открытый урок истории для подрастающего поколения. Уже более 170 тысяч человек из 20 регионов России прослушали в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области экскурсии на борту брендированных автобусов, — сообщил он участникам встречи. — Материал вызывает огромный интерес у школьников, и мы рады, что программа выполняет функцию патриотического воспитания и образования одновременно».

В ближайшие два-три года Ростуризм и Российское военно-историческое общество планируют реализовать «Дороги Победы» в 85-ти субъектах Российской Федерации, для чего необходимы и увеличение задействованного в акции подвижного состава, и поддержка Министерства образования.

О туристических возможностях военно-исторической реконструкции рассказал руководитель Департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский.

«Военная история России берет свое начало в Древней Руси, она очень богата и разнообразна. Следовательно, тематика фестивалей-реконструкций может быть различной, а интерактивные игровые площадки — своего рода театром, где участник окунается в живую историю со всеми ее атрибутами: костюмом, оружием, транспортом, едой, музыкой и многим другим», — отметил эксперт.

По словам Сергея Мачинского, возможности таких мероприятий не ограничиваются ресурсами крупных городов. Уже три года Российское военно-историческое общество является организатором фестиваля «День русской деревни» в Ижевском районе, где в период Великой Отечественной войны проходили кровопролитные бои. «Проект запускали десять инициативных реконструкторов, и в первый год фестиваль собрал около сотни зрителей. Сегодня он поддерживается местным бизнесом и администрацией, его посещают более 18 тысяч человек», — рассказал представитель Общества.

Похожая история и с крымским фестивалем на Федюхиных высотах, который стартовал в 2014 году. Мероприятие длится неделю и охватывает разные военные события, прошедшие на тех землях. В первый год организаторы приняли 50 тысяч человек, сейчас уже более 70 тысяч. «Положительный мультипликативный эффект для региона огромен», — констатировал эксперт.

Концептуальным основам развития военно-исторического туризма в Северо-Западном регионе России посвятил свое выступление координатор историко-культурного проекта «Военные летописи» Дмитрий Коровкин.

«Исторические памятники Северо-Западного региона стали естественными предпосылками для развития военно-исторического событийного туризма. Фактически в нашем распоряжении множество естественных декораций, которые дают возможность сократить расходы на подготовку площадок и создают условия для реализации историко-культурной части программы фестиваля», — заметил он.

По словам активиста реконструкторского движения, основная проблема, с которой сталкиваются организаторы событий – это информационная поддержка: зачастую получить какую-либо бесплатную реальную помощь от муниципальной власти не удается. Несмотря на это, именно в СЗФО в 1998 году впервые в России прошел фестиваль «Рыцарский замок», который теперь проводится на постоянной основе.

«Еще один фестиваль с шестилетней историей, созданный в Петербурге. — «Легенды норвежских викингов», который проходит три дня на территории Петропавловской крепости. Для многих это пример успешного сотрудничества российского и зарубежного бизнеса. Ежедневно фестиваль посещает до 35 тысяч человек, однако ни город, ни область, ни иные официальные власти и структуры его до сих пор так и не поддержали», — посетовал г-н Коровкин.

Эксперт вспомнил ряд кластерных проектов в России и за рубежом, которые стали успешными площадками событийного туризма: «В 30-ти километрах от Киева построен парк «Киевская Русь». Он представляет усреднённый исторический облик средневекового Киева примерно X-XII веков. В Татарстане создан Средневековый Булгар на месте практически полностью разрушенного средневекового города. В деревне Хрящевка под Тольятти недавно достроен средневековый готический замок, который реконструкторы используют для проведения военно-исторических мероприятий».

voen-patriot-1

Первый заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по культуре Владислава Вишневская рассказала о том, как обстоят дела с событийным туризмом военно-патриотической направленности в Псковской области.

«В Средневековье Псков был одним из главных защитников западных рубежей Руси и неоднократно играл свою роль в военных событиях на протяжении всей истории России. Ледовое побоище на Чудском озере — пожалуй, одно из самых известных сражений времен Древней Руси — ежегодно реконструируется на одноименном фестивале. Интерактивный туристский продукт всегда привлекает больший интерес: в Изборской крепости, например, проходят два крупных фестиваля реконструкции «Железный град», их средняя посещаемость порядка восьми тысяч человек», — сказала г-жа Вишневская.

Эксперт отметила нехватку государственного-частного партнерства в работе по реализации крупных реконструкций: «Необходимо органичное сосуществование государственной власти, бизнеса и самих реконструкторов. Если в организации фестиваля преобладает историческая составляющая и отсутствует качественное информационное освещение, то зачастую он финансово убыточен. А мы говорим об исторической реконструкции в формате событийного туризма, который должен приносить доход не только организаторам праздника, но и региону в целом».

Председатель комитета по туризму департамента культуры и туризма Новгородской области Евгений Родионов отметил успехи военно-патриотических проектов в своем регионе: «Мне как представителю власти приятно отметить, что Новгород полон талантливыми людьми — инициаторами крупных проектов военной тематики: маршрут «Демянский котел», международный фестиваль «Забытый подвиг», музей Тёсовской узкоколейной железной дороги, военно-патриотический лагерь «ВЫМПЕЛ-Заручевье»… Движимой силой этих идей является не только заработок, но и развитие территории, поэтому мы стараемся всячески их поддерживать».

Об одном из таких проектов рассказал глава оргкомитета серии фестивалей «Забытый подвиг» Павел Желтов. «В какой-то момент нам перестало быть интересным создание реконструкций для реконструкторов, потому что зрители, не вовлеченные в процесс, просто скучают у ограды во время таких представлений. Военно-историческая реконструкция становится комплексным туристическим продуктом, когда сопровождается ярмаркой, интерактивными площадками, концертами, выставками и лекциями», — отметил он.

Проект «Забытый подвиг» вырос из маленького мероприятия в поселке Тёсово-Нетыльский (Новгородская область) в серию крупных военно-исторических фестивалей, включая самую новую реконструкцию на Невском пятачке (Ленинградская область) в сентябре 2015 года. «Фестиваль собрал порядка 10 тысяч зрителей и 500 участников при абсолютно нулевом бюджете: привлекали собственные средства и партнерские бартеры», — поделился реконструктор.

Основными проблемами в реализации крупных военно-исторических фестивалей большинство участников дискуссии считают слабое финансирование и неразвитую инфраструктуру. Зачастую в местах проведения подобных мероприятий не хватает гостиниц, появляются проблемы с транспортной доступностью и организацией выездной торговли.

Директор музея Тёсовской узкоколейной железной дороги Алексей Помигуев поделился опытом реализации уникального регионального проекта и проблемами, с которыми часто сталкиваются подобные начинания.

«Музей Тёсовской УЖД был создан в 2014 году в Новгородской области при поддержке областного Департамента культуры и туризма. Объект является памятником советской индустрии и транспорта торфа и имеет прямое отношение к боям Второй ударной армии в Великую Отечественную войну, — рассказал он. – Так возникла идея сотрудничества с фестивалем «Забытый подвиг: Вторая ударная армия».

Сегодня в день проведения мероприятия (в 2016 г. фестиваль пройдет 3 апреля, в воскресенье) узкоколейка превращается в действующий музейный экспонат: производится перевозка гостей фестиваля в черте поселка, проходят экскурсии. В коллекции музея — несколько тепловозов, дрезин и уникальных вагонов.

«Силами сотрудников музея мы проводим круглогодичные экскурсии, посвященные боям Второй ударной армии, подвигам военных железнодорожников Ленинграда и железной Дороге Победы. При этом основное средство передвижения групп — узкоколейный поезд. Аналогов этой программе на Северо-Западе до сих пор нет. Экскурсанты добираются до нас своим ходом на личном автотранспорте или пригородным поездом», — рассказал Алексей Помигуев.

Протяжённость нынешней узкоколейной железной дороги составляет 20 километров, в былые времена — 200 километров. «Конечно, были предложения восстановить маршрут целиком, но, к сожалению, на это нет средств, поэтому нашей целью является сохранение хотя бы оставшихся 20-ти километров», — подвел итог директор музея.

Директор по развитию загородных баз отдыха ОАО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» Сергей Белов рассказал о лодочном маршруте в Приозерском районе Ленобласти по местам боев советско-финской войны. «Этот отрезок истории, к сожалению, до сих пор мало изучен и почти не известен современным школьникам: потери советской армии в десятки раз превышали потери финской стороны, что старательно замалчивалось. Мы создали маршрут с небольшими лодочными перегонами в 6-9 километров до линии Маннергейма с посещением финских дотов и экскурсией», — поделился он.

voen-patriot-2

В заключение встречи руководитель группы компаний «Серебряное кольцо» Анна Лупинова рассказала об опыте сотрудничества туроператоров с организаторами военно-исторических реконструкций и поделилась с коллегами мыслями о том, как улучшить это партнерство.

«10 лет назад в попытке сделать свои экскурсии более интерактивными компания «Серебряное кольцо» начала привлекать костюмированных реконструкторов к проведению экскурсий. Событийные мероприятия, включенные в программу экскурсии, действительно привлекают больше туристов. Однако при попытке начать сотрудничество с каким-либо фестивалем нам приходится столкнуться с множеством проблем организационного характера», — отметила профессионал турбизнеса.

Во-первых, для туроператора очень важно заранее знать точную дату и время проведения мероприятия: программа имеет мало шансов на продажу, если её анонсировали позже, чем за два месяца. Турфирмы не могут отменять поездку или переносить ее на другие даты, такие действия влекут за собой финансовую ответственность перед туристом. Во-вторых, турист всегда хочет четко понимать, куда он едет и что он там увидит. «Очень часто программы таких фестивалей составляются «на коленке», и их не спасает даже очень красочный материал. Все эти проблемы объединяет одна общая – пробелы в маркетинге и продвижении», — полагает Анна Лупинова.

Туркомпаниям хочется видеть заинтересованность организаторов в создании качественного сервиса для гостей фестивалей. Организованный турист хочет чувствовать себя «в привилегированном положении»: покупая путевку, он оплачивает свой комфорт и безопасность, поэтому ожидает особого отношения. Это может проявляться в зонировании посадочных мест для зрителей, предоставлении костюмированного гида-реконструктора, который ответил бы на все вопросы и сфотографировался в антураже.

«Зарубежный опыт проведения подобных мероприятий может послужить примером российским реконструкторам. Надеюсь, сегодняшняя встреча поможет нам услышать друг друга и сделать событийный туризм востребованным и качественным сегментом рынка», — подытожила руководитель группы компаний «Серебряное кольцо».

Материал подготовлен пресс-службой СЗРО РСТ, специально для RTourNews.ru.

Источник: rtournews.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Отели Абу-Даби

Отели Абу-Даби «Всё включено» на первой линии

Абу-Даби — культурная «колыбель» ОАЭ и один из самых динамично развивающихся городов в мире, превосходно подходит для всех типов ...