Всесторонняя интернетизация общества, активное развитие виртуальных технологий с учетом необходимости поиска новых ниш в профессиональной деятельности способствовали появлению онлайн турагентств (ОТА). Сегодня этот сегмент рынка эксперты называют одним из самых быстро растущих и устойчивых. Между тем, появляется немало вопросов о законодательном регулировании этого вида деятельности.
Разобраться в этом вопросе TRN помог адвокат, председатель комиссии по совершенствованию правоотношений в туристской деятельности Ассоциации «СТА» Димитрий Морозов.
«Данная деятельность уже фактически осуществляется многими профессиональными участниками туристского рынка. При этом законодательно регулирование этого вопроса несколько задерживается, что в целом нормально, поскольку нормотворчество обычно движется за бизнесом.
Федеральным законом от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» внесены изменения в основной отраслевой федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Среди множества изменений законодатель ввел статью 10.3. «Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка».
Изменения вступят в силу с 1 января 2018 года. Начиная с этой даты, процесс дистанционных продаж будет регламентирован не просто общими нормами гражданского законодательства, а специальным отраслевым законом. В тоже время и сейчас деятельность по реализации туристских продуктов дистанционным способом возможна и, в целом, она аналогична предусмотренной отраслевым законом, но об этом ниже.
Согласно профильному ФЗ, для заключения договора реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик могут передать туроператору, турагенту информацию в электронной форме (заявку о заключении договора о реализации туристского продукта и иные документы) путем ее размещения на официальном сайте туроператора, турагента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом указанный официальный сайт туроператора, турагента может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между туроператором, турагентом, являющимися операторами этой системы, и туристом и (или) иным заказчиком.
Требования к использованию документов в электронной форме и порядок обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта будут установлены правительством Российской Федерации.
Договор о реализации туристского продукта, составленный в форме электронного документа, считается заключенным туристом и (или) иным заказчиком с момента оплаты туристом и (или) иным заказчиком туристского продукта, подтверждающей их согласие с условиями, содержащимися в предложенном туроператором, турагентом договоре о реализации туристского продукта.
Как было отмечено выше, и сегодня реализация туристских продуктов не запрещена, является возможной и регулируется с помощью Гражданского кодекса Российской Федерации и отраслевого законодательства.
В случае начала осуществления такой деятельности можно рекомендовать обратить внимание на следующе:
— данная профессиональная деятельность возможна только туроператорами (юридические лица) или турагентами (юридические лица и индивидуальные предприниматели);
— турагент, осуществляющий данную деятельность должен уведомить Роспотребнадзор и Роскомнадзор об осуществлении такой деятельности. Уведомление должно быть осуществлено по месту нахождения юридического лица или по месту жительства индивидуального предпринимателя;
— необходимо размещение на сайте договора реализации туристского продукта в виде оферты (то есть в виде предложения заключить договор, содержащего все существенные условия сделки);
— в оферте должны быть указаны условия ее акцепта (факт оплаты или что-то иное);
— оферта и все сопутствующие документы, установленные отраслевыми нормативными актами (то есть памятки, информация о стране пребывания и др.) должны быть переданы туристам. Передача этих документов может осуществляться и по электронной почте на адрес, указанный туристом или иным заказчиком при регистрации;
— необходимо продумать и обеспечить предоставление туристу или иному заказчику документов на поездку не менее чем за 24 часа до начала путешествия.
Пожалуй, основную сложность вызывает только продумывание механизма взаимодействия между туристом и турагентом, особенно при заказе оформления виз и предоставление описания мест отдыха. Но это уже вопрос продаж, оформления и логистики сайтов.
Резюмируя, хочется отметить, что онлайн продажа билетов на поезда, авиабилетов, товаров уже ни у кого не вызывают удивления, они прочно вошли в нашу жизнь и, могу предположить, что развитие онлайн продаж через интернет также будет развиваться семимильными шагами».
Источник: trn-news.ru