Если запрет на полеты в Египет продлится более двух-трех месяцев, российский туристический бизнес может потерять 200 млн долларов (12,9 млрд рублей), заявляют в Ассоциации туроператоров России. Это не станет критическим ударом по индустрии, однако способно пошатнуть позиции ряда игроков рынка.
Указ, подписанный президентом Владимиром Путиным 8 ноября, устанавливает временный запрет российским авиакомпаниям на осуществление воздушных перевозок из России в Египет.
Туроператорам и агентствам рекомендуется воздержаться от продажи туров, включающих соответствующие воздушные перевозки.
Русская служба Би-би-си попыталась разобраться, какими последствиями для российской туриндустрии и граждан чревато решение президента.
Потери туркомпаний
Основными игроками на египетском направлении являются туроператоры Tez Tour, «Библио Глобус», Coral Travel, «Пегас Туристик», Anex Tour, Sunmar, TUI, «Натали Турс» и Brisco (клиентами которого и были пассажиры разбившегося российского самолета).
По подсчетам Ассоциации туроператоров России, россияне приобрели около 70 тыс. путевок в Египет до новогодних праздников. При средней стоимости путевки в 800 долларов, общая сумма потерь от запрета на полеты в Египет может достичь 56,5 млн долларов (3,6 млрд рублей), заявил «Ведомостям» вице-президент АТОР Дмитрий Горин.
В Российском союзе туриндустрии приводят еще более впечатляющие цифры. По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, туроператоры продали порядка 140 тыс. путевок в Египет до марта следующего года. В этом случае потери удваиваются и достигают 113 млн долларов.
Сколько потерял российский туризм?
- $56,5 млн потери туриндустрии России из-за запрета летать в Египет
-
250 тыс. россиян планировали отдохнуть в Египте на Новый год
-
$200 млн потеряла отрасль после прежнего запрета в 2011 году
-
$25 млрд объем рынка выездного туризма РФ в 2013 г.
Не все выдержат
Игроки туристического рынка России и без того терпят убытки, учитывая девальвацию и сокращение реальных доходов населения. В РСТ ранее заявили о рекордном за последние 20 лет падении выездного турпотока на 33,8% за первые шесть месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Добавило нестабильности рынку и предбанкротное состояние «Трансаэро», у которого из-за невыплаченных долгов на 250 млрд рублей отозвали в октябре сертификат эксплуатанта.
В результате, пишет РБК, в сложнейшей ситуации оказался туроператор «Библио Глобус», который летом проавансировал авиакомпанию на 8 млрд рублей.
Но не всё так плохо
Факт того, что российские туроператоры распродали десятки тысяч путевок в Египет, еще не означает того, что они потеряют все эти деньги. Во-первых, многие туристы соглашаются на другие направления либо готовы отложить поездку до прояснения ситуации с безопасностью.
Во-вторых, возврат полной стоимости тура фактически и невозможен, признают в АТОР — «в силу специфики туристического бизнеса, а также в соответствии с правовыми основаниями».
По закону «Об основах туристской деятельности в России», в случае возникновения угрозы для жизни российских туристов Ростуризм должен проинформировать об этом туроператоров. Только тогда туроператоры обязаны вернуть клиентам полную стоимость тура — после соответствующего решения суда.
Насколько можно судить из сообщений СМИ, Ростуризм не известил туристических операторов об угрозе жизни россиян.
«Происходящее вряд ли можно назвать ударом по туриндустрии, — говорит директор Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов. — Мы такую ситуацию пережили в 2011 году, когда туристы тоже вывозились в плановом порядке. Убытки составили, по оценкам наших коллег-туроператоров, за полтора-два месяца от 100 до 200 млн долларов. Но нам удалось удержаться на плаву».
Рост внутреннего туризма?
Ситуация, когда выездной туризм в силу слабого рубля становится все более дорогим для россиян, а одно из главных низкобюджетных направлений закрывается (в прошлом году Египет посетили 2,5 миллиона российских туристов), приводит, во-первых, к возрастанию роли другого приемлемого по цене направления — турецкого (3,2 миллиона в 2014 году), а во-вторых, к повышению привлекательности внутреннего туризма.
Он демонстрировал последние годы сложную динамику, по числу туристов в два раза превосходя рынок выездного туризма, а по денежной емкости на 30% ему уступая.
По данным компании Discovery Research Group, в 2013 году за рубеж выехали 18,3 миллиона россиян против 37 миллионов, путешествовавших внутри страны. При этом емкость рынка выездного туризма составила за тот же период 25 млрд долларов против 18 млрд долларов, сгенерированных внутренним туризмом.
Дешевеющий рубль и падение реальных доходов привели к тому, что по итогам 2014 года число путешествующих по стране выросло почти на 30% и достигло 41,5 миллиона человек.
Эксперты считают, что развитие внутреннего туризма может отчасти компенсировать выпадающий спрос, однако полностью заменить пляжный египетский отдых не сможет.
«Превратить Крым в новый Египет, конечно, не получится, хотя бы в силу климатических особенностей. Однако в чем-то потенциал полуострова даже шире: низкий пляжный сезон может быть компенсирован за счет санаторно-курортного комплекса, который в Крыму имеет огромный потенциал, хотя и во многом растерянный за последние годы», — говорит директор Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов.
В качестве примера он приводит Сочи, где инвестиции в инфраструктуру и строительство верхнего кластера привели к существенному увеличению спроса на горнолыжные туры.
Дмитрий Булин
Источник: bbc.com