Киото настолько огромен и наполнен интересными местами, что рассматривать его можно только частями. В западной части города, в предгорьях, можно найти интересные храмы, в которых расположены и самый известный в мире сад камней, и символ Киото — Золотой павильон.
Из Арасиямы добираться сюда вполне удобно — на небольших трамвайчиках, сиденья которых обиты старомодным малиновым бархатом.
Пару кварталов от остановки — и перед тобой вырастают ворота храма Ниннадзи.
Ниннадзи — это штаб школы Омуро буддийской ветви Сингон. В каком-то смысле Сингон — это буддийское православие. Само понятие «сингон» переводится как «правильное слово», а Омуро к тому же принадлежит к ортодоксальному направлению этой ветви. 🙂
Здесь стоит высокая пятиярусная пагода, известная всей стране. Как и остальные постройки комплекса, она деревянная, что не раз играло дурную шутку с храмом.
Хотя изначально храм основали аж в 888 году, за прошедшие 11 с лишним веков он не раз горел, в том числе и дотла.
В 15 веке во время очередной войны он был полностью разрушен, а восстановили его лишь через 150 лет, в эпоху Токугавы.
Так что большинство сохранившихся построек — это уже 17 век.
Одно из зданий комплекса — Золотой храм (не путать с Золотым павильоном). Выглядит не слишком примечательно, но это национальное сокровище Японии. Почему?
Дело в том, что Ниннадзи — это не какой-то рядовой буддийский храм. Основан он был ни много ни мало, но императором Японии, который был настолько ярым буддистом, что отрёкся от престола и ушёл в монахи — как раз в этот храм.
Поэтому многие сооружения комплекса возведены именно из расчёта, что жить в них будет не кто-то, а сам бывший император.
После его смерти пошёл обычай назначать настоятелем храма Ниннадзи одного из представителей императорской семьи Японии. Таким настоятелям присваивали титул «принц-монах».
В Ниннадзи постоянно толклась высшая японская аристократия, и постепенно он стал не просто основным столичным храмом, но и главным центром буддизма всей Японии.
Этот статус Ниннадзи нёс несколько столетий — с 12 по 15 века.
Но войны и пожары не пощадили храм. И хотя его каждый раз восстанавливали, в более поздние времена он потерял своё центральное значение. А в конце 19 века прервалась традиция назначать настоятеля из императорской семьи, и Ниннадзи окончательно утратил свой исключительный статус.
Однако погулять по его великолепному парку приятно и в наше время.
После Японии я долго не мог привыкнуть к тому, как скучно и убого выглядят наши парки. 🙂
Переходы между зданиями сделаны в классическом стиле — деревянные настилы на сваях и под крышей.
Внутри же всё настолько стандартно по-японски, что можно точно сказать: если ты был во внутренних помещениях одного храма, то ты знаешь, как они выглядят во всех остальных. 🙂
Хотя знатоки Японии наверняка найдут множество индивидуальных штрихов. 🙂
В храме мы встретили эту чудную девочку.
Похожа на куклу. 🙂
«Нам очень стыдно, но здесь идут ремонтные работы, простите нас!» Очень по-японски. 🙂
А мы перемещаемся в следующий храм, Рёандзи. Это недалеко, 10-15 минут пешком.
Здесь зацветает розовая сакура.
Рёандзи или «Храм мирного дракона» — это совсем другая ветвь буддизма, некогда популярный в России дзен-буддизм.
Этот храм не такой древний, как Ниннадзи, был построен в 1450 году. Не такой огромный. Да и императоры в нём не служили монахами.
Однако есть в нём кое-что, что привлекает туристов со всего мира.
Конечно, это сад камней. Небольшая площадка 10 на 30 метров засыпана мелким гравием. Посреди него, обросшие мхом, в кажущемся беспорядке высятся 15 больших камней. Фишка в том, что откуда ни посмотри, ты видишь лишь 14 камней — пятнадцатый обязательно оказывается закрыт каким-то другим камнем. Поменяешь точку обзора — прежний скрытый камень окажется на виду, зато другой 15-ый — снова вне поля зрения. Теоретически, можно увидеть все 15 — для этого надо либо взлететь (но это не наш метод), либо достигнуть просветления. Ради просветления всё и было задумано — когда-то монахи сидели и часами таращились на эти камни, а нынче туристы на сводят с них глаз.
Это дзен, детка. 🙂
С другой стороны храма есть интересный каменный колодец с водой для омовений. Он тоже непростой — края находятся почти на уровне земли, и чтобы достать до воды, нужно глубоко и почтительно склониться. При этом сверху на колодце вырезаны четыре иероглифа, каждый из которых не имеет смысла. Однако если представить, что квадратная выемка для воды — это значок квадрата («гути»), то слова сразу обретают значение и складываются во фразу «я только много знаю». Её трактуют так: «Каждый нуждается лишь в том, что у него уже есть».
Пока идёшь к следующему храму, тоже дзен-секты, можно об этом поразмышлять. 🙂
Кинкакудзи или «Золотой павильон» построен на берегу очень красивого озера, названного «Зеркальным». В тихую погоду оно идеально отражает всё вокруг, однако когда мы посещали это место, ветерок не давал поверхности успокоиться.
Здесь в конце 14-ого века воздвигли знаменитый павильон, покрытый тончайшими листами настоящего золота. Изначально его строили как виллу для отдыха сёгуна, который, умирая, завещал превратить его в буддистский монастырь.
И ходя уже в следующем веке его дважды сжигали дотла, каждый раз здание восстанавливали в первоначальном виде. Сейчас Золотой павильон — это самое знаменитое здание Киото и символ города, а феникс на его крыше изображён на самой крупной японской купюре в 10 000 иен.
В 1950 году Золотой павильон был сожжён монахом-фанатиком, который после своего акта попытался покончить самоубийством, однако выжил и попал в тюрьму, а после — в психушку. Здание восстановили, а история сумасшедшего монаха легла в основу романа Мисимы «Золотой храм».
На этом мы пока прекращаем любоваться красотами Киото — до следующего раза. Не переключайте канал. 🙂
Источник: travel.ru