Мечта посетить далекий и загадочный Сахалин жила во мне давно. И вот нынче она наконец-то сбылась! Как бы не противоречиво это звучало, но решили мы туда поехать с женой довольно спонтанно, без какой-либо предварительной программы. Ведь основной целью было погостить у наших друзей, живущих на севере острова — в пгт Ноглики.
К основным воздушными воротам острова, в Южно-Сахалинск, мы вылетели из Хабаровска авиакомпанией "Аврора". Кстати, некоторые правила этого перевозчика показались мне не очень удобными. Так, если багаж состоит более чем из 1-й сумки, то нужно доплачивать: за второе место — 2 тыс., за 3-е и выше — по 6 тыс. И это вне зависимости от габаритов вещей или того, что общий вес багажа в пределах нормы (23 кг для эконом-класса). Поэтому, чтобы сэкономить на провозе штатива и тубуса со спиннингом, пришлось таскать их с собой в виде ручной клади. Ну это так, к сведению…
Сразу же из аэропорта мы поехали на железнодорожный вокзал, приобрели на вечерний поезд билетики и до отъезда немного прогулялись по Южно-Сахалинску. Вдвойне было комфортно от того, что у нас был свой гид по городу. Это Александра, которая возвращалась домой в Ноглики после нашей экспедиции на Большой Шантар.
Двенацать часов в поезде прошли незаметно. Мы почти сразу завалились спать, а к утру уже были на месте.
Нас встретили Максим и Наташа и мы поехали до дома Сашули, где и бросили якорь.
Вид на перрон в Ногликах.
Краткая справка:
Ноглики — поселок городского типа, конечная станция Сахалинского отделения железной дороги. Население — 9971 чел. (2015). Расположен на правом берегу реки Тымь. В виду повышенной сейсмической активности в посёлке преобладает малоэтажная застройка. Главное градообразующее предприятие "Катанглинефтегаз". Поселок является центром нефтегазовой промышленности Сахалина. Кстати, в какой-то мере, можно даже сказать, что начало нефтедобычи на острове началось благодаря нашим землякам. Так, есть сведения, что проводник-якут Филипп Павлов близ Охи зимою 1878-1879 гг. в одной из мазутных ям набрал бутылку "керосин-воды" и привез собранную маслянистую жидкость купцу А.Е. Иванову, у которого служил в Николаевске-на-Амуре. Зная ценность нефти, Иванов послал прошение Приамурскому генерал-губернатору на отвод ему тысячи десятин для разведки нефти. Ответа Иванов не дождался: прошение было отослано по инстанции лишь три года спустя, когда его уже не было в живых. На дочери Иванова женился отставной лейтенант флота Г.И.Зотов, возбудивший ходатайство об отводе нефтяных земель, указанных в заявке Иванова. 15 ноября 1888 года его прошение было удовлетворено, и на исследования месторождения в 1889 году была направлена экспедиция под руководством Л.Ф. Бацевича. Именно он в 1890 г. составил первое геологическое описание нефтеносного района Ноглики, а также исследовал нефтеносные площади в Катангли и у Набильского залива. Впоследствии состоялось еще несколько экспедиций в этот район. В 1892 году интерес к сахалинской нефти проявил известный судовладелец М.Г. Шевелев. Он снарядил экспедицию техника С.О. Маленникова на реку Ноглики, где была заложена скважина, доведенная до 138 метров. Название населенного пункта произошло от названия реки — притока Тыми второго порядка. Переводится с нивхского как "вонючая река" (связано с многочисленными поверхностными нефтепроявлениями в её бассейне от окрестностей которой и началась застройка поселка).
По пути заехали на местный рынок, купили на пробу сироп красники (клоповки), пробрели овощи, картошку, зелень. Кстати, растениеводство в Ногликах не развито. В основном всё привозят из Южно-Сахалинска, а также поселка Тымовское. Нам рассказали, что в Тымской долине совсем другой микроклимат и в советское время здесь периодически получали рекордные урожаи картофеля и овощей, а сам Тымовский район изначально считался сельскохозяйственным.
Слегка передохнув, поехали на берег моря. Народ загорал, рыбачил, но в море никто не купался. Вода ледяная.
Здесь к нашей компании присоединился зять Максима, Алексей Михайлович со своим верным другом, точнее подругой Боней.
Так как шел массовый ход горбуши, везде стояли промысловые сети. Улов отвозят на рыбоперерабатывающие предприятия, которых в Ногликах несколько. Во время рыбного сезона сюда на заработки приезжают со всех концов России. Местные тоже вовлечены в рабочий процесс. Так, некоторые ноглинцы-бюджетники специально во время путины уходят в отпуск, чтобы подзаработать. Деньги платят хорошие, однако и работа адская. Не каждый сможет с утра до вчера стоять у конвейера и шкерить тоннами рыбу. Может быть как-нибудь съезжу туда специально для того чтобы снять про это фоторепортаж.
А вот и Максим с Наташей.
Отсюда прямо по берегу поехали в сторону Набильского залива.
У пролива Асланбегова сделали небольшую остановку. В море впадала небольшая речушка, недалеко от устья которой наткнулись на чью-то несуразно поставленную сеть.
Вскоре появились и её хозяева.
На вопрос об улове, один из пацанов метнулся куда-то в кусты и притащил оттуда рыбину.
Уже подъезжая к заливу умудрились застрять в мари. К счастью, освобождение от мохового плена много времени не заняло. Алексей без проблем вытянул нашу машину на безопасное место.
Лиственничник на берегу моря
Набильский залив. Местность Кайган.
Рыболовы-любители ловят горбушу по именной лицензии. Её бесплатно может получить любой житель региона, достигший с 14-ти лет. Норма вылова до 3-х рыб в день. Причем за раз можно взять до 5 документов, то есть в общей сложности на 15 рыб. Для коренных жителей (а в основном это нивхи) лимиты на добычу лососевых (горбуша, кета) подсчитываются немного иначе. Согласно постановлению Правительства Сахалинской области от 28 декабря 2012 г. №686 им позволено добывать 100 кг рыбы на человека в год. При этом в зависимости от округа, процентное соотношение по видам рыб варьирует. К примеру, в округе Ногликский лимит на добычу горбуши равен 35 кг, кеты — 65 кг, в Охинском округе — 30 кг и 70 кг и т.д. Чем точно это объясняется, сказать не могу.
Источник: travel.ru