Главная » Советы туристу » Тибет: пещеры Драк Йерпа

Тибет: пещеры Драк Йерпа

Медитационные пещеры Драк Йерпа — одно из самых святых мест центрального Тибета, расположенное на склонах гор в примерно двух часах езды от Лхасы. Начиная с VII века на земле, освящённой царём Сонгценом Гампо, индийским буддийским мыслителем Атишей, великим махасиддхой Падмасамбхавой и его женой, просветлённой йогиней и дакини Еше Цогъял, проживали, изучали буддизм и уходили в затворничество отшельники, монахи и монахини.



Комплекс Драк Йерпа серьёзно пострадал во время «культурной революции»: монастыри были разрушены, пещеры разорены и даже деревья, росшие на склонах, срублены под корень на дрова.



Но постепенно отшельники возвращаются в святые места, комплекс медленно восстанавливают и отстраивают заново. Взамен разрушенных ступ возводятся новые.



Горы укутаны разноцветным лоскутным одеялом из молитвенных флажков лунгта, покрытых мантрами. Пилигримы забираются на верх скал, привязывают там один конец растяжки, а затем натягивают её к низу. Ветер треплет пятицветные флаги, и молитвы уходят прямо на небо. Пять цветов символизируют пять элементов: синий — небо (воздух), белый — облака (пространство, эфир), красный — огонь, зелёный — воду и жёлтый — землю.



Когда-то здесь располагалась летняя резиденция тантрического колледжа Гъюто из Лхасы. 500 монахов приезжали в Драк Йерпа каждое лето, что продолжить своё изучение тантрических доктрин. Но китайские хунвейбины снесли все здания почти до основания.



Всего в Драк Йерпа около 80 медитационных пещер, около самых крупных и важных расположены монастырские постройки. Считается, что посетить Драк Йерпа крайне важно перед паломничеством к священной горе Кайлас. Забегая вперёд, скажу, что место, действительно, очень мощное и светлое по своей энергетике.



Не правда ли, напоминает знаменитый монастырь «Гнездо тигрицы» в Бутане? Туда я тоже намереваюсь однажды добраться.



Вся мебель, статуи, тханки и прочее в пещерах — новое или привезённое из других монастырей. В левом углу можно увидеть статую царя Сонгцена Гампо, затем правее — Атиша. Ещё правее статуи других выдающих буддийских учителей, которых не могу распознать по лицам и мудрам (жестам), а по-тибетски читать не умею.



Считается, что в пещерах Драк Йерпа за семь месяцев медитации обрёл некоторые из своих сверхъестественных способностей маг и волшебник из страны Уддияны, махасиддха Падмасамбхава, который победил и подчинил себе властвовавших на Тибете демонов и помог распространению и становлению буддизма в стране снегов.



По легенде он появился на свет 8-летним мальчиком из цветка лотоса посреди озера Данакоша. Цветок лотоса сливался с яркими лучами света — проявлением сострадания Будды Амитабхи и всех будд десяти направлений. Появление Падмасамбхавы было предсказано самим Буддой Шакьямуни во многих сутрах. Вот, например: «Деяния всех победоносных десяти направлений соберутся в единый образ сына будд, который достигнет чудесного свершения, учитель, в коем воплотятся деяния будд, явится на северо-западе, в Уддияне». Когда Падмасамбхава пришёл на приём к царю, то в тех местах, где его стопы касались земли, расцветали лотосы. Именно поэтому необычного мальчика и нарекли Падмасамбхава, «рождённый из лотоса». Тибетцы называют его также Гуру Ринпоче, что означает «драгоценный учитель». Пещера святого мага очень мощная, но для меня лично пока ни одна из посещённых пещер не превзошла ту, что находится в монастыре Чиу на берегах озера Манасаровар рядом с Кайласом.



Я ещё не надоел Вам с кадрами чанов с плавящимся ячьим маслом?



Что ж поделать, очень аутентично они выглядят, и рука так и тянется к кнопке спуска затвора. Ведь пакетики с перетёртым в порошок сухим маслом мы не покупали, только оставляли везде подношения в виде мелких юаней.



В одном святилище находятся восемь статуй воплощений богини Тары, богини защитницы, к которой часто обращаются с молитвами тибетцы. Тара появилась из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары (тиб. Ченрези), когда тот оплакивал живых существ. Всего существует 21 воплощение Тары, но наиболее часто встречаются тханки и статуи Белой и Зелёной Тары.



Драк Йерпа также считается очень важным местом паломничества и поклонения Будде будущего, Майтрейе. Сейчас Майтрейя пребывает на небесах Тушита в ожидании подходящего момента для пришествия в наш мир. Мы с Вами этот важный для человечества момент точно не застанем в нынешнем воплощении. Учение Майтрейи будет нести безграничные любовь и сострадание. Оригинальная статуя Майтрейи была разрушена во время «культурной революции», но и сейчас поклониться установленной в 1987м году реплике считается крайне важным ритуалом.



Ещё утром в монастыре Гандэн нас поливал дождь, во второй половине дня погода наладилась, и со склонов Йерпа открывались просто потрясающие виды на соседние горы и долины.



В течение своего визита Вы вряд ли сможете посетить все пещеры комплекса, множество находятся в отдалении, имеют небольшие размеры, да и возможно, заняты отшельниками.



Ещё одна легенда гласит, что в пещерах Драк Йерпа царю Сонгцену Гампо пришло видение, что ему стоит везти землю из этих мест на горных козлах в Лхасу, чтобы засыпать небольшое озеро и построить на его месте храм Джокханг. Как видите, козлы здесь до сих пор водятся.



Мы вошли в комнату с протекторами, йидамами-защитниками. Ямантаку, гневное воплощение бодхисаттвы мудрости Манджужри, я показывал в посте о Гандэне. Но в этой статуе он изображен один, не в соитии с супругой.



Ваджрапани, «держащий в руке ваджру» — бодхисаттва силы. Очень часто Вы встретите это изображение его гневной формы вместе с бодхисаттвами Авалокитешварой и Манджушри — святая троица тибетского буддизма. Корона имеет пять черепов, символизирующих пять семейств дхьяни-будд, будд пяти элементов. Хотя голова у божества скорее чёрного цвета, чем синего, так что возможно, перед нами Махакала в своём двухруком воплощении. Его тоже иногда изображают с ваджрой в правой руке.



Следующего протектора я пока распознать не смог.



На стенах местами сохранились древние фрески. Справа — Будда Шакьямуни, слева — уже и не определить, но судя по синему цвету тела, возможно, будда Акшобхья или Ваджрадхара.



Ваджракилая — гневное божество внутренних тантр в союзе яб-юм с супругой. Одной рукой она обнимает супруга, а в другой подносит ему капалу, чашу из человеческого черепа, наполненную кровью. В двух верхних правых руках Ваджракилая держит ваджры, в левых верхних руках — трезубец с нанизанными человеческими головами и ещё одна капала, хотя обычно рука просто сложена в угрожающую мудру. Две нижние руки держат ритуальный кинжал. На шее и поясе божества — ожерелья из человеческих голов, а ноги опираются на трупы. Над короной в волосах Ваджракилаи можно разглядеть змею.



Жутковато зачастую выглядят гневные божества, с которыми душам умерших предстоит встретиться в бардо-пространстве перед очередным воплощением в одном из миров колеса сансары. Богиня-защитница Белая Тара (а это скорее всего она, судя по третьему глазу) гораздо доброжелательнее.



Хоть и характерных мудр в кадре снова не видно, на следующей фотографии вероятнее всего, исходя из черт лица и короны, ещё одна статуя Будды Майтрейи.



Посетив несколько пещер и задержавшись особенно в пещере Падмасамбхавы для медитации, мы стали спускаться вниз к автобусу полными сил, словно очищенными и заряженными. Все сошлись на мнении, что место очень сильное. Я бы сюда даже вернулся однажды, хотя раньше думал, что всё основное и интересное в Лхасе и окрестностях за исключением монастыря Самье уже посмотрел. Оказалось, что нет. Тем более, смотрите, какие виды на долину открываются в ясную погоду, красота да и только!



Источник: travel.ru

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

Все пляжи Айя-Напы

На всех пляжах в Айя-Напе и окрестностях действуют общие правила. Сами пляжи муниципальные и бесплатные. ...